Извилистая трасса к Петровщине проходит через окруженную лесом дорогу. Раньше не бывал в этих местах. Как городскому жителю, мне трудно было представить, что в мире есть такой уголок тишины, красоты и спокойствия. Подъезжая к деревне, захотелось узнать и проанализировать жизнь местных жителей разных поколений. Еще в машине начал готовить диктофон и фотоаппарат в надежде пообщаться с интересными людьми и сфотографировать что-то необычное. Как жили сельчане и какая у них была культура? На эти вопросы могут ответить только памятники архитектуры и воспоминания жителей.
Старая мельница больше не вертится
Недалеко от деревни, у моста через Западную Березину, можно увидеть руины водяной мельницы. Проезжая мимо, остановились и, пробираясь через заросли давно не кошенной травы и сплетающихся между собой молодых побегов густого кустарника, походили вокруг старого здания. Видимо, косят тут редко, а может, и вообще никогда. Мельница была построена в XIX веке. В сравнении с Городокской, она значительно меньше, но здание очень интересное. В свое время «млынок» использовался по назначению. А в 1956 году к мельнице пристроили шахту с турбиной, о чем свидетельствует оставленная строителями памятная надпись, и она заработала на электричестве. Местные жители рассказывают, что мололи зерно до 90-х годов прошлого столетия. Мельница построена из бутового камня и красного кирпича. Несколько лет назад здание было выставлено на продажу, однако покупателя не нашлось, и за это время уже успела обвалиться крыша.
Магазин – сердце деревни
Оставляя за собой клубы пыли, редакционная машина заехала в деревню. Остановились на обочине, и дальше я пошел пешком. Пройдя немного по большаку, с левой стороны от дороги увидел красивое, современное здание с развевающимся государственным флагом.
– Это наш магазин, – сказал проезжающий мимо велосипедист.
Сельский магазин – это всегда интересно, поэтому я решил ознакомиться с местным ассортиментом. За прилавком меня встретила общительная, приятная женщина – хозяйка торговой точки Оксана. На улице днем жарче, чем в парилке, а в магазине веяло прохладой и свежей выпечкой.
– Мы с мужем переехали сюда из Дзержинского района. В 2006 году «с нуля» открыли магазин. Несколько раз ловила себя на мысли, что бизнес на селе – это гиблое дело, но как-то раскрутились. Сначала было непросто, но мы не жалеем, что ввязались в эту семейную авантюру. Народа в магазине хватает. Пенсионеры покапают в основном продукты первой необходимости: масло, сметану, хлеб, молоко. Стараемся брать на заметку, кому какой товар нужен, и через пару дней его привозят. Для людей такое отношение приятно. Мы вкладываем душу в свой труд, может, поэтому всё получается. В деревне иначе нельзя. Если честно, иногда возникает желание свернуть бизнес, но совесть не позволяет – за столько лет уже сроднились с людьми. Ведь в округе магазинов больше нет. В соседние деревни приезжает автолавка, – рассказала Оксана.
Ассортимент здесь широкий. Магазин в деревне не просто лавка, где можно затариться продуктами, это и место встречи, где собираются местные жители, чтобы обсудить последние новости.
У каждого человека своя родина
Картину сельской жизни дополнила староста деревни Татьяна Магало. Люди не всегда охотно соглашаются разговаривать под диктофон, но Татьяна Степановна отнеслась спокойно к этой формальности. Женщина встретила меня возле дома. Открыв аккуратно выкрашенную калитку, направились в беседку. Так на свежем воздухе и за чашечкой чая староста рассказала про деревню, в которой она живет уже более полувека.
– В этом доме я родилась. После окончания техникума вернулась в деревню, устроилась работать бухгалтером. А через несколько лет ушла в торговлю. Муж по возвращении из армии пошел работать в колхоз водителем. После свадьбы мы перебрались жить в дом к моим родителям – так и мне было удобно, и супругу ближе на работу. У нас в деревне было много молодежи, жили весело и интересно. Собирались компаниями, играли в волейбол. По выходным песни под гитару, музыка, танцы – умели и работать, и отдыхать. К сожалению, наши дети уже этого не видят. У нашего поколения не было страха перед сельской жизнью, трудились в надежде на светлое будущее. В каждом подворье люди держали хозяйство. Это сейчас на всю деревню семь коров, одна из которых наша. Не хотят люди держать живность, говорят, что в магазине дешевле купить, – рассказала Татьяна Магало.
Но, несмотря на сомнительные прогнозы, Петровщина продолжает жить и развиваться: ремонтируются дома, благоустраиваются приусадебные участки. День за днем жители стремятся сделать свою деревню еще красивее и уютнее.
Как фашисты расправлялись с непокорными белорусами
За «панской горой» находится «старая» Петровщина. Довоенная деревня была довольно благополучным местечком. Без всякой национальной идеи рядом жили белорусы, поляки, евреи – каждый занимался своим делом. Но в 1941 году фашисты разрушили эту тихую, мирную жизнь, принеся на нашу землю войну, хаос, а с ними и слезы, горе, смерть.
Партизанское движение в этих краях возникло стихийно, и в отрядах были разные люди. Кроме боевых партизанских отрядов, были и бандитские группы, которые занимались грабежом мирного населения. К 1942 году партизанское движение начало нарастать.
В 1950 году оперуполномоченным Радошковичского РО МГБ Молодечненской области в качестве свидетеля была допрошена Анастасия Шестиловская, 1922 года рождения, уроженка и жительница деревни Петровщина.
Из протокола допроса: «В апреле 1944 года, числа не помню, наша деревня Петровщина была полностью сожжена немцами с участием Городокской полиции, причем 22 человека мирных жителей были убиты при сожжении деревни. Всего сгорело 34 дома. Деревня Петровщина была подвергнута такому карательному действию за то, что жители её оказывали помощь партизанам. Утром в апреле 1944 года к деревне Петровщина прибыли немцы, и Городокская полиция из танка сразу же открыла стрельбу по деревне. После этого все жители деревни, в том числе и я, побежали из деревни в лес, а немцы и полицаи, стреляя в убегающих жителей, начали жечь деревню. После сожжения деревни полиция и немцы забрали весь скот: коров, лошадей, овец – и увели с собою в местечко Городок. Полиция и немцы из нашей деревни уехали только после того, когда все дома и постройки сгорели, и возвратившиеся из леса жители уже не могли ничего спасти из вещей».
Может, и не все жители поддерживали партизан, но фашисты не разбирались – деревня была сожжена, а люди убиты. В селении остались только дымоходы, как в Хатыни. Вот таким способом нацисты избавлялись от белорусов.
В 1951 году в качестве свидетеля был допрошен уроженец деревни Петровщина Степан Дорохович, 1894 года рождения.
Из протокола допроса: «В период немецкой оккупации территории Радошковичского района я проживал в деревне Петровщина и работал по найму в различных местах.
В апреле 1944 года, в воскресенье, за неделю до православного религиозного праздника Пасха, утром приехали в деревню Петровщина немцы и полицейские Городокского гарнизона с танками и сожгли деревню Петровщина. Кроме того, при сожжении деревни ими же было расстреляно несколько советских граждан. После этого немцы и полицейские забрали несколько голов скота и угнали в Городок. Немцами были расстреляны: моя мать Дорохович Пелагея Александровна, Пашкуть Василий, Пашкуть Надежда, Пашкуть Илья, Пашкуть Мальвина, Пашкуть Мария, Шестиловский Василий, его дочь Шестиловская Евгения, Ледяев Фёдор, Шестиловский Антон, его жена Шестиловская Елена, Шевяга Фёдор и его жена Шевяга Анна, Шевяга Татьяна, Шевяга Николай, Габрукович Евстахий, Габрукович Павлина и другие, фамилий которых сейчас не помню. Всего было расстреляно около 20-25 человек».
После войны деревня отстроилась. Был создан колхоз «За власть Советов». Согласно переписи, в 1969 году в Петровщине было 111 жителей. А в 2002-м в деревне насчитывалось 140 дворов и 302 сельчанина. В Петровщине были начальная школа-сад, Дом культуры, магазин.
Памятник землякам
Отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны, но душевные раны в сердцах людей не заживали. В 1964 году в память о 13 воинах-земляках был возведен памятник.
Идут годы, уходят из жизни люди, которые отстояли мир на нашей земле. Каждый год 8 апреля местные жители приходят к стеле советского солдата, чтобы почтить память расстрелянных фашистами в апреле 1944 года земляков. А 9 Мая остается для всех поколений сельчан самым светлым и радостным праздником.
Чтобы помнили
Главное богатство деревни – это люди: открытые, приветливые, неунывающие. А красивые здешние места в лучах летнего солнца смотрятся просто завораживающе. По дороге в Молодечно не переставал любоваться лесным пейзажем. На фоне величественных вековых дубов стройные березки выглядят нарядными невестами. Необходимо сохранить эту природную красоту, чтобы она радовала еще не одно поколение.
– Ох, много здесь ягод и грибов, – грустно вздыхая, проговорил наш водитель.
А я представил, как в далеком 1941-м местным жителям пришлось взять в руки оружие и уйти в партизаны. И от одной мысли, что такое может повториться, становится страшно. Мы хотим мирно жить и ходить в лес только за грибами и ягодами.
Текст и фото: Олег ПАЦЕВИЧ