Дороги и тропинки Молодечненщины приводят журналистов «МГ» в разные населенные пункты. Мы побывали в крупных агрогородках, больших деревнях с интересной вековой историей и совсем маленьких, где осталось всего несколько жилых домов. И в каждой находим героев для наших публикаций, поводы для гордости, ностальгической грусти или размышления, нередко поднимаются и проблемные вопросы, которые местные жители хотят осветить, доверяя районной газете роль проводника и посредника.
Адамарин остался в истории
В этот раз редакционная машина направилась в деревню Уша-2 Олехновичского сельсовета. Деревня находится в 36 километрах к юго-востоку от Молодечно, в 42 – от Минска. Рядом железнодорожная станция Дубравы на линии Минск – Молодечно.
«У истоков Уши по старинной дамбе, водоему, остаткам сада, руинам погреба прослеживается расположение небольшой усадьбы Адамарин минского воеводы Адама Хмары. Здесь в семье эконома Яна Дыбовского родился будущий зоолог, врач, публицист, член-корреспондент Академии наук СССР Бенедикт Дыбовский, а спустя пять лет – его брат Владислав, известный зоолог, палеонтолог, ботаник и фольклорист, доктор минералогических наук. Братья вместе с отцом сражались в повстанческих отрядах в 1863-1864 гг., мужественно перенесли ссылку, стали известными учеными, исследователями флоры и фауны Байкала, Сибири, Беларуси и других регионов». Такое упоминание деревни встречаем в книге «Старинные усадьбы Минского края» Анатолия Федорука.
Википедия расскажет, что деревня упоминается в исторических документах с XVIII века, в 1754 году насчитывала 15 дворов, в 1856-м – 53 души мужского пола. А вот согласно польской переписи 1921 года, в деревне жили 292 человека, плюс 28 на фольварке. С конца июня 1941 года и до начала июля 1944-го Уша-2 оккупирована нацистами. О том, кто и чем живет в деревне сегодня, никто не знает лучше старосты. К нему в первую очередь и направляемся.
О хозяине села
Антон Шнип коренной житель, и отец его был местный, и родители отца из этой деревни. А вот супругу привез из Самохваловичей. Антон Константинович в молодости был заправским гармонистом. Случилось как-то в Самохваловичах проводы играть, там и произошла судьбоносная встреча. В ноябре познакомились, а в марте уже свадьба была. Весной золотой юбилей отметят. А 11 сентября, в день нашего визита, личный праздник – 70-летие – отмечала Людмила Викторовна. От фото она по-женски отмахнулась – негоже имениннице в домашнем для газеты позировать. В момент нашего небольшого интервью всё на радиоприемник поглядывала: предупреждена была о сюрпризе – поздравительной музыкальной открытке в свой адрес.
Всю свою трудовую жизнь Людмила Викторовна проработала в общепите Минска. И сейчас на пенсии еще трудится в университетской столовой. Говорит, когда окружена молодежью, и сама себя моложе чувствует. Антон Константинович 35 лет проработал на одном месте – машинистом тепловоза на Минском автомобильном заводе.
– Четверо детей у нас. Старший Александр, затем дочь Елена и парни-близнецы Виталий и Юрий, – заочно знакомит нас глава семейства и, опережая мой вопрос, отмечает, что ни у кого в родне раньше близнецов не было. – Приезжают к нам часто, не забывают. На выходных более шумной компанией соберемся, отметим юбилей.
Так и вся Уша-2 оживает по выходным да в период отпускной кампании. Прошлой зимой, рассказывает Антон Константинович, из 105 домов больше половины пустовало. А когда-то деревня гремела. Сейчас и людей мало стало, и от прежней инфраструктуры, а были здесь и клуб, и баня, и кузница, остался лишь частный магазин на месте бывшей базовой школы. Посещают его в основном дачники. Местным пожилым не совсем удобно до него добираться: и пройти нужно прилично с одного или другого конца деревни, и подняться потом под довольно крутую горку тяжело.
– Старикам удобнее к автолавке подойти – два раза в неделю по понедельникам и четвергам от облпотребсоюза к нам приезжает, – рассказывает староста. – Вот, поступило предложение пригласить к нам автомагазин от «Евроопта», будем добиваться. В соседние Вазгелы заезжает, в Гурновичи тоже. Ну и мы отшельниками быть не хотим. Думаю, договориться всегда можно. К примеру, в Дуброво по пятницам привозят рыбу, подъехал, поговорил, стали и к нам заезжать. Всем хорошо, все довольны. А рыбку у нас все уважают, набирают на 30-40 рублей. Хозяйство ведь уже почти никто не держит, ни одной коровки в деревне нет. Поэтому все продукты нужно закупать. А когда есть выбор – это всегда хорошо.
Перекресток преткновения
Жизнь в деревне течет, как в былые времена вода по тихой Уше. Но встречаются и подводные камни. Так, бывшая речка, давно превращенная в канал, нынче не в лучшем состоянии. Во-первых, заросла, а во-вторых, бобры постарались, плотин понастроили: от моста и до железной дороги четыре заводи их стараниями.
– Ладно, канал зарос, может, его уже и нельзя к жизни вернуть. Остается лишь вспоминать, как здорово в былые времена здесь было купаться да с удочкой посидеть, – с ностальгией говорит Антон Константинович. – Но хотелось бы хоть мало-мальский водоемчик. Должен, обязательно должен в деревне быть водоем, даже в плане пожарной безопасности.
Но это не главная проблема Уши-2. На протяжении нескольких лет не может решиться вопрос с центральным перекрестком в деревне. И основной в том, что при выезде на Т-образный перекресток обзору мешают кусты у дороги слева. То есть автомобилю нужно выехать на середину дороги, чтобы водителю увидеть, не движется ли кто слева. А с этой стороны к тому же крутая горка, из-за которой в любой момент может выскочить лихач.
– С этими кустами я уже обжегся однажды, – рассказывает мужчина. – Как только стал старостой, лет пять назад, первое предложение, которое от людей поступило, – убрать кусты, обезопасить проезд перекрестка. Ну, я взял и спилил особо мешающие ветки. Позвонил в ЖКХ с просьбой, чтобы приехали помогли их вывезти-убрать. И вскоре действительно приехал кто-то из ответственных и... едва не впаял мне штраф за самовольную вырубку. Я и подумать не мог, что дикий кустарник, который доставляет неудобства, приравняют к дереву. В общем, пригрозили мне минимум 20-ю «базовыми» и на первый раз простили. С тех пор кусты эти и не трогаю, а они вновь сильно разрослись. Вот эта проблема у нас затяжная, с 2020 года. Со службы 115 мне по два раза на год звонят, спрашивают, закрывать ли заявку, решена ли проблема. Нет, не решена. Старую заявку закрывают, новую тут же открывают, и так по кругу. Приезжал и мастер ДРСУ, осмотрел всё, согласился, что кустарник нужно вырезать, но пока это не первоочередная задача, мол, ждите, когда дойдет очередь. Вот и опять ждем.
Есть на перекрестке еще одна беда. Под дорогой проложена 50-я труба, давно уже полностью забитая песком. Не один консилиум возле этой трубы собирался, и трактор однажды подгоняли, но так и не прочистили. Весной, когда тает снег, по перекрестку не пройдешь. Вода с горочки идет по дороге, вместо того чтобы через трубу уходить в канаву. А ночью замерзает, образуя самый настоящий каток. К сожалению, были случаи, когда люди падали и руки-ноги ломали. Что такое перелом, да еще для пожилого человека, никому объяснять дополнительно не надо. Проблема актуальная, труба закрыта, а вопрос остается открытым.
И на прощание – благодарность
Старостой быть непросто, замечает Антон Константинович. Во-первых, не все адекватно реагируют на замечания. Даже банальные типа где-то обкосить или мусор убрать порой воспринимаются в штыки, мол, какое тебе дело до нашего двора. Но это больше касается приезжих дачников, местные живут в дружбе и согласии.
– А староста у нас молодец, самый лучший, – подключается к нашему разговору Галина Жуковская. – Освещение уличное, своевременный вывоз мусора со всех четырех площадок дважды в неделю – всё благодаря ему. Он может день потратить на звонки и переговоры, чтобы быть услышанным и добиться решения вопроса. Вот только перекресток наш как заколдованный, никак с ним разобраться не можем.
Галина Михайловна тоже местная, здесь родилась, затем после учебы в техникуме легкой промышленности закрепилась в Минске. Уже выйдя на пенсию, приехала в Ушу-2 маме помогать, досматривать.
– Мамы уже нет, второй год как сама овдовела, не хочется уже быть в Минске, тянет на малую родину, так практически здесь и живу, – рассказала она. – На углу нашего участка крест установлен, всё время благоустройством этого места мама занималась, теперь это моя обязанность. Ну, и Константиновичу в его общественной работе стараюсь помочь. Когда-то добрыми соседями были наши родители, теперь и мы поддерживаем хорошие отношения. Спасибо, что заехали в нашу деревеньку! Может, и непримечательна ничем, но дорога сердцу каждого, кто здесь родился или живет сейчас.
Текст и фото: Марина ПУЦЕЙКО