Организовал визит заведующий Молодечненским психоневрологическим диспансером Александр Божко.
Барбара Штрауб и Семра Доган поделились опытом работы по противостоянию домашнему насилию в Эслингене и в целом в Германии, рассказали о системе помощи женщинам и детям, для которых самое опасное место – это их дом.
Проблема не человека, а общества
Как отметила в своем докладе Барбара Штрауб, домашнее насилие в Германии является все еще довольно закрытой, «неудобной» темой. Пострадавшим стыдно, и они боятся обратиться за помощью. Жертвами являются, прежде всего, женщины – причем различных социальных и этнических групп, возраста и образования, а также дети. Домашнее насилие ведет к изоляции, разрушает самооценку, способствует заболеваниям и является преступлением.
По статистике в 90 процентах случаев домашнего террора не подаются заявления, с ним сталкиваются каждая четвертая женщина и каждый пятый ребенок.
В Германии долгое время считалось, что женщина сама отвечает за то, что происходит у нее дома, и о насилии молчали. Благодаря женскому движению, возникновению и развитию общественных организаций данная проблема из индивидуальной превратилась в проблему общества в целом, отметила госпожа Штрауб.
Недопустимо, когда жертвами или свидетелями домашнего террора становятся дети и подростки. Их психика страдает. В будущем такие девочки, скорее всего, будут также терпеть издевательства. У мальчиков сформируется привычка решать конфликты с помощью силы.
Ситуация меняется только при условии существования и работы соответствующих зако-нов, сотрудничества государственных учреждений и общественных структур, изменения взглядов людей на данную проблему, подчеркнула госпожа Штрауб.
«Женщины помогают женщинам»
Так называется крупная общественная организация Германии, которая возникла 35 лет назад. Тогда в немецком обществе считалось, что проблемы домашнего насилия не существует, и активисты-женщины, в том числе феминистических взглядов, начали деятельность с того, что опровергали данное утверждение, собрав и обнародовав факты и истории.
Госпожа Доган отметила, что организация, которую она представляет, существует на добровольные пожертвования, в ней заняты исключительно женщины – как профессионалы (педагоги, психологи, социологи), так и волонтеры.
Сейчас организацией «Женщины помогают женщинам» созданы в Германии сеть так называемых Женских домов (их порядка 360) и большое количество консультационных пунктов. В Женском доме могут укрыться женщины и дети, которым угрожает опасность. В таком доме в Эслингене 8 комнат, он рассчитан на 17 человек. В прошлом году временное пристанище здесь нашли 30 женщин и 33 ребенка, хотя обращений было намного больше, привела факты Семра Доган.
В Женские дома не могут быть приняты люди без определенного места жительства, с острой наркоманией или психическим заболеванием. Срок пребывания не ограничен, в среднем составляет 3-6 месяцев. Это переходный период в жизни обитателей дома, у них есть время, чтобы подумать, как жить дальше.
Женский дом не является учреждением социального обеспечения. Жительницы сами ответственны за организацию своей повседневной жизни и воспитание своих детей, должны выполнять установленные правила совместного проживания и обязанности. Для защиты проживающих в доме женщин и детей адрес является анонимным, пояснила Семра Доган. При этом женщины должны работать и платить за жилье. Малообеспеченным помогают государственные социальные органы.
С детьми, переезжающими в Женский дом вместе с мамами, также работают психологи. Цель групповых и индивидуальных занятий – вернуть радость жизни и уверенность в себе, научить разрешению конфликтов.
Организация «Женщины помогают женщинам» стремится остаться автономной, без привязки к какой-либо партии и конфессии, быть только на стороне женщин и детей, отметила госпожа Доган.
В консультационных пунктах специалисты различных областей оказывают помощь женщинам по оформлению в Женский дом, в вопросах расторжения брака, воспитания детей, получения пособий, в связи с преследованием и многих других. Есть консультации и для мужчин-агрессоров.
Активисты организации проводят различные акции, чтобы внимание общества к проблеме домашнего насилия не ослабевало.
Кстати, в Германии действует закон о защите от насилия, который гарантирует защиту пострадавших и расширяет возможности воздействия на нарушителей домашнего спокойствия.
Все это -- бытовое насилие
Физическое (побои, пинки, шлепки, толчки, пощечины, бросание объектов и т.п.), телесное наказание; уклонение от оказания первой медицинской помощи, лишение возможности сна, отказ в душе и туалете; привлечение к использованию алкоголя и наркотиков против желания. Нанесение физического вреда другим членам семьи и животным с целью психологического воздействия на жертву определяется как косвенная форма физического насилия.
Сексуальное, в том числе над детьми.
Эмоциональное (унижение, оскорбление, контроль поведения, изоляция, ограничение круга общения жертвы, «промывание мозгов», допрос, шантаж, угрозы причинения насилия).
Экономическое (контроль над финансовыми и прочими ресурсами семьи, выделение жертве денег «на содержание», вымогательство, принуждение к вымогательству, запрет на получение образования или трудоустройство, намеренная растрата финансовых средств семьи с целью создания напряженной обстановки).
Сотрудничество во имя здоровья
Главный врач городской больницы Эслингена доктор Бьёрн Нольтинг рассказал представителям медицины Молодечненского района о методах оказания помощи пациентам с психическими травмами и их последствиях, о работе психосоматических клиник и отделений в Германии. В частности, в земле Баден-Вюртемберг с населением чуть более 10 миллионов человек (что сопоставимо с населением Беларуси) для оказания психосоматической помощи работает 6 клиник примерно на 360 коек.
По словам А. Божко, в Беларуси подобная помощь оказывается лишь в психосоматическом отделении Жодинской центральной городской больницы (10 коек). Однако план развития психиатрической службы Беларуси ориентирован на расширение оказания такого вида помощи. В частности, до 2020 года психосоматическое отделение планируется открыть в Молодечно.
Сотрудничество медиков двух стран может быть перспективным как для организаций здравоохранения, так и для эффективного лечения пациентов, подчеркнул Александр Петрович Божко.