С большим опытом работы в медицине, Владимир АПОЛЕНИС стал настоящим экспертом в своей области. За три десятилетия он прошел путь от практикующего врача до руководителя учреждения образования. Накануне Дня медицинских работников, который в Беларуси ежегодно отмечается в третье воскресенье июня, корреспондент «МГ» пообщался с бывшим директором Молодечненского государственного медицинского колледжа имени И.В. Залуцкого.
– Стремление помогать людям и заботиться об их здоровье – благородная цель. Скажите, кто повлиял на ваш выбор профессии?
– Я родился в Гродненской области, недалеко от Лиды есть деревня Липнишки. Родители мои не были медиками, если не считать, что папа трудился завхозом в сельской больнице, мама – санитаркой. На мой выбор профессии повлияла обстановка, в которой я рос. Отец часто брал меня с собой на работу, я много времени проводил в больнице. И уважение, которое испытывали люди к доктору в деревне, тоже сыграло важную роль. Поэтому в старших классах я твердо для себя решил, что стану врачом. Окончив школу, отвез документы в Гродненский государственный медицинский институт и стал готовиться к экзаменам.
– Ваши родители хотя и не были медиками, смогли воспитать в вас качества, необходимые для этой профессии. Вы с первого раза поступили в институт?
– Моя вступительная кампания провалилась – по химии получил тройку и не набрал необходимое количество баллов. Конкурс среди желающих поступить в медицинский институт был очень высокий. Особыми льготами пользовались абитуриенты, которые окончили медицинское училище и отслужили в армии. После неудачного поступления я вернулся в родную деревню, устроился на предприятие по ремонту автомобильной техники и стал готовиться к поступлению в институт. Год проработал в колхозе, а следующим летом снова повез документы в Гродно.
– Неудача в первый раз не сломила, вы не сдались и сделали вторую попытку. Это говорит о вашем упорстве и решимости, что очень важно в медицине. На этот раз вы выдержали вступительные испытания?
– Вторая попытка увенчалась успехом – я стал студентом. Это было самое важное событие на пути к моей мечте стать врачом.
– Ваш успех во второй попытке – это отличный пример для тех, кто сталкивается с трудностями.
– Каждый опыт, даже негативный, учит нас чему-то новому. Возможно, я смог лучше подготовиться, узнать о своих слабых местах и выработать стратегию для успешного поступления.
– Перед вами открылись двери к новым возможностям. Тяжело было учиться?
– Первые три курса медицинского института действительно были непростыми. Высокие нагрузки, сложный материал и напряженный график – это испытания, которые проходят все студенты-медики. Но несмотря на трудности, у меня остались только светлые воспоминания. Скорее всего, они связаны с новыми знакомствами, дружбой и общими моментами с сокурсниками. Каждая пройденная сессия, лабораторная работа или интересная лекция формировали во мне профессионала и человека. В студенческие годы я женился. Свадьбу сыграли тоже студенческую. К окончанию института у нас с Ириной уже было двое сыновей.
– Какую медицинскую специальность вы выбрали?
– На старших курсах я хотел стать хирургом. Но распределение – это всегда непредсказуемость. И меня, молодого, амбициозного начинающего врача, который мечтал стать великим хирургом, отправили в офтальмологию. Интернатуру я проходил в Минской областной детской клинической больнице. В институте у нас было отведено мало часов на изучение глазных болезней. Поэтому приходилось открывать учебники и учиться самостоятельно. Мне повезло со старшими коллегами – они с удовольствием помогали молодому интерну, наставляли и подсказывали. Двери операционной были всегда для меня открыты.
– Что вам дала интернатура и куда вы распределились на первое рабочее место?
– Год интернатуры – это время, когда я получил реальный опыт и освоил практические навыки, которые очень важны для врача. Пришлось столкнуться с разными клиническими случаями. Я научился принимать решения в сложных ситуациях, взаимодействовать с пациентами, чувствовал себя достаточно уверенно в операционной. После прохождения интернатуры поехал работать в Молодечно.
– Как молодого доктора встретили на первом рабочем месте?
– Встретили хорошо, правда, возникли некоторые сложности с получением жилья, но благодаря моей настойчивости этот вопрос решился. С коллегами складывались рабочие отношения. Больше всего мне помогала Мария Шакура. Этого врача хорошо знают в нашем районе, многие пациенты ей благодарны. Начались мои врачебные будни. Я принимал пациентов в поликлинике, брал дежурства в больнице, проводил операции. А еще была учеба в клинической ординатуре. В конце 1980-х готовился к поездке в Африку для работы и обмена опытом с местными специалистами, но времена перестройки нарушили все планы.
– Когда вам поступило предложение занять должность директора медицинского колледжа?
– Это предложение меня просто ошарашило. Я никогда не примерял на себя роль педагога, пусть даже и медицинского учебного заведения. Но есть такие предложения, от которых нельзя отказаться. Соглашаясь на эту административную должность, я прекрасно понимал, что совмещать ее с медицинской практикой будет непросто. На протяжении шести месяцев я под любыми предлогами отказывался от поста директора колледжа.
– В итоге решили согласиться. И этим учреждением вы руководили 25 лет.
– Потом уговорили – решил попробовать. В должность вступил в 1999 году. Тяжелые были времена для колледжа. У нас даже не было своего общежития. Свыше 400 учащихся, иногородним нужно было предоставить жилье. Катастрофически не хватало учебных площадей. Приходилось договариваться, где-то идти на хитрость. Я понимал, что стучусь в закрытые двери, но был уверен, что рано или поздно мне обязательно откроют и помогут. Благодаря моей настойчивости ситуация начала налаживаться. Огромную поддержку и помощь оказали сотрудники управления охраны здоровья Минского областного исполнительного комитета. Благодаря их стараниям под колледж отдали здания бывшей детской музыкальной школы и один из корпусов бывшего ПТУ №87. А позже нам удалось получить и общежитие. И тут возникла другая проблема: какими силами и средствами навести порядок в новых помещениях? К ремонту подключились педагоги и учащиеся. Корпус ПТУ был в ужасном состоянии. Оконные рамы были настолько гнилыми, что до них страшно было дотронуться. В учебных классах сделали косметический ремонт, на окна повесили надписи «Осторожно: не открывать!». В такой учебный корпус и переехали. Прошло время – в колледже открыли новые корпуса, закупили мебель и современное оборудование. Благоустроили прилегающую территорию, оборудовали спортивную площадку. Теперь будущие медики получают достойное образование в комфортных условиях.
– Что, по-вашему, наиболее важно для руководителя: престижное образование, опыт работы или умение вести за собой?
– Думаю, всё перечисленное вами, просто в определенный момент что-то одно выходит на первый план. Общение с учащимися тоже важно, по сути, для них-то колледж и существует. Педагоги имеют одну общую цель: подготовить качественного специалиста.
Олег ПАЦЕВИЧ
Фото: архив Владимира АПОЛЕНИСА