Новости Молодечно и Молодечненского района

…Отец для меня пример в жизни 

  • 2025-05-09 09:19:00
  • Олег Беганский

В книге «Память» Молодечненского района в разделе «Яны прайшлі дарогамі вайны» среди наших земляков, которые сражались с немецко-фашистскими захватчиками, упомянут Александр Андреевич Жабо. Родился он в 1927 году. Во время Великой Отечественной был партизаном, воевал в рядах Красной армии. Имеет воинское звание ефрейтор. За этой скупой информацией судьба человека, целой семьи, всего народа. Рассказать об участнике войны мы попросили его дочь, Раису Сергей. Накануне праздника Победы она пришла в нашу редакцию, принесла документы отца, поделилась мнением о сохранении исторической памяти. 

-- Раиса Александровна, где родился Ваш отец, в какой семье он воспитывался, как воспринял начало Великой Отечественной войны?

-- Семья моего папы из Витебской области. Недалеко от областного центра расположена небольшая деревушка Койтово. Там и родился отец. Когда он был жив, мы часто посещали его малую родину. Она для него, а значит и для нас всех, очень дорога. 

Когда началась война, папе было 15 лет. Для сельчан это было настоящее горе. Люди плакали. Мужчин призвали в Красную армию. Все думали, что военные действия продляться недолго и враг быстро будет разбит. Однако действительность оказалась совсем иной. В населенный пункт пришли враги. Началась жизнь в оккупации. 
  
-- Белорусский народ не воспринял новую власть и немецкий порядок. В Беларуси возникло мощное партизанское движение. Его участникам стал и Александр Жабо. Как это произошло?

-- Сопротивление оккупантам началось практически сразу, как они появились на Витебщине. Люди шли в партизанские отряды. Отпор врагу нарастал с каждым днем. Партизанской связной стала старшая сестра отца, Софья Андреевна. Девушка она была красивая, видная, решительная. Регулярно она ходила в Витебск. Доставляла партизанам продукты, нужные сведения. В семье понимали, что она и все остальные очень рискуют. Нашелся предатель, которые ее выдал. Случилось это летом 1942 года.
 
Деревню окружили каратели. Людей согнали в сарай. Вокруг поставили пулеметы. Затем случилось самое страшное – сарай подожгли. Из огненного вихря каким-то чудом спаслись только мой отец и его младший брат Павел. Они прятались в канаве, видели, как горит деревня, слышали крики умирающих в страшных муках людей. В ходе той карательной экспедиции погибли родители отца. Дети долго бродили по лесу. Наконец они вышли к партизанам. Что касается Софьи, оккупанты ее долго мучили, выбивали сведения о партизанах. Затем расстреляли. 

-- Партизан недаром называли народными мстителями. В случае вашего отца это определение подходит в полной мере.
 
-- Действительно, партизанская борьба в нашей стране имела всенародный характер. В нее активно включился Александр Андреевич. Он сражался в составе отряда имени Сергея Лазо партизанской бригады имени ВЛКСМ. Как отец рассказывал, партизаны ежедневно рисковали своими жизнями. Они выходили на боевые задания, уничтожали коммуникации врага, нападали на гарнизоны. Отец вспоминал, что жили партизаны в землянках. Еды не хватало. Часто приходилось брать воду из луж.

Партизанская бригада, в составе которой воевал отец, первоначально действовала в Витебском, Суражском и Городоцком районах сасого северного региона Беларуси. В момент соединения с частями Красной армии (а это случилось в декабре 1943 года) в составе бригады было три отряда общей численностью 363 партизана.

-- Где закончился боевой путь вашего отца? Что он вспоминал об этом отрезке своей героической биографии?

-- Когда освободили территорию, где действовала партизанская бригада отца, его определили в танковое подразделение. Папа всегда любил технику. Поэтому обучение прошел быстро. Красная армия в ходе операции «Багартион» освободила Беларусь. Ее наступление шло стремительно. Отец принял участие в освобождении нашей страны, Польши, Чехословакии. Он дошел до Берлина и расписался на Рейхстаге.

Отец часто вспоминал те кровопролитные бои. Местность вокруг была разрушена. Дома горели. Особенно врезались в память освобожденные узники нацистских концлагерей. Изможденные, еле живые. Но непокоренные. Они искренне благодарили наших бойцов за спасение. 

В 1945 году Александр Андреевич принял участие в разгроме милитаристской Японии, в составе одной из моторизованных частей Красной армии освобождал Манжурию. Затем вернулся в Германию. До 1947 года служил в составе Берлинского гарнизона. На его счету множество боевых наград. 

-- Раиса Александровна, как сложилась мирная жизнь вашего отца? Когда он переехал на Молодечненщину?

-- После окончания войны Беларусь лежала в руинах. Хозяйство было разрушено. Родная деревня отца сожжена. Люди буквально выживали. Но это была мирная жизнь. А значит, у всех была надежда на будущее. Это касалось и нашей семьи. 

В первые мирные годы Иван, двоюродный брат отца, был участковым милиционером в Воложинском районе. К нему переехал мой папа. Затем был еще одни переезд, на этот раз в наш район. Здесь отец и познакомился со своей будущей женой, моей мамой Региной Феликсовной. Жила мамина семья в деревне Броховщина. Западная Беларусь почти два десятилетия находилась под управлением Польши. Это сказалось на уровне жизни крестьян. Сельчане жили бедно, земли не хватало. Люди испытывали национальное угнетение, их заставляли менять веру. Советская власть принесла им освобождение. 

Папа и мама поженились. В 1953 году родилась я, в 1958 – моя сестра. Работал Александр Андреевич на Молодечненской автобазе слесарем по электрооборудованию. Затем устроился на станкостроительный завод. Имел много поощрений за трудовую деятельность. Его фотография размещалась на стенде ветеранов войны, работников предприятия.

Отец активно участвовал в общественной жизни коллектива. Его часто приглашали выступить перед школьниками, в трудовых коллективах. Ему было о чем рассказать. Ведь такие люди как он являются подлинными хранителями исторической памяти и правды. В 1995 году отца не стало. Похоронен он на кладбище в Лозовце. 

-- Раиса Александровна, что вы можете рассказать об отце как о человека? Каким он вам запомнился?

-- Прежде всего Александр Андреевич был человекам интеллигентным, очень добрым, отзывчивым. В семье мы не слышали от него бранного слова. Таким же он был и по отношению к другим людям. Его уважали коллеги по работе, знакомые, другие ветераны Великой Отечественной.   

Папа очень любил фильмы про войну. Мне было тяжело смотреть такие картины. Обычно я уходила из комнаты, когда их показывали. Не хотела видеть людские страдания. Даже пусть это и художественное произведение. А отец каждый раз, глядя на экран, вспоминал пережитое.
Память об отце мы бережно храним. Как семейные реликвии сохраняем старые фотографии, документы отца, газетные статьи о нем. Считаю, что так должны поступать в каждой белорусской семье. Когда это происходит, общество будет здоровым. 

-- Какие слова Александра Андреевича можно считать его духовным завещанием и наказом молодому поколению?

-- Отец часто повторял, что мир был завоеван очень большой ценой. Нацисты и их приспешники сожгли моих дедушку и бабушку. Погибли другие родственники. Потери есть в каждой белорусской семье. Поэтому нужно беречь мир, любить свою Родину, помнить что за нашу счастливую жизнь под мирным небом погибло очень много людей. 

-- Как вы относитесь к празднику 9 мая?

-- Это один из моих любимых праздников, знаковая, знаменательная дата. Каждый год 9 мая я хожу на парад. Когда отца не стало, посещаю праздничное шествие и митинг вместо него. А затем еду на могилу Александра Андреевича. Мне папы сильно не хватает. Он является для меня примером в жизни. Очень хочется, чтобы молодежь больше знала о войне, о том, какой ценой нам досталась Победа. Поздравляю всех земляков, всех людей с этим великим праздником! 

Олег БЕГАНСКИЙ.
Фото и документы с архива Раисы Сергей.