Новости Молодечно и Молодечненского района

«Спутник»: всегда в авангарде и годы спустя

  • 2025-11-08 07:15:00
  • Марина ПУЦЕЙКО

Одно слово и множество ассоциаций. Для молодого поколения молодечненцев это один из торговых центров города. Пускай и крупнейший, но всего лишь шоппинг-объект. Для тысяч людей, чья трудовая деятельность была связана с заводом, «Спутник» навсегда останется частью жизни. Время всегда беспощадно, но связи «спутниковского» братства оно только укрепляет. Неспроста спустя много лет после прекращения деятельности завода 29 февраля прошлого года была создана ветеранская ячейка предприятия, возглавил которую Александр ТИМОФЕЕНКО.

– Александр Романович, расскажите о своем пути на легендарный завод?

– Я родился и вырос в Гомеле. После окончания школы с золотой медалью поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики. Со свободным дипломом направился в Молодечно на радиозавод. Уже тогда это было предприятие, ориентированное для военных целей, но фактически изготавливал номенклатуру и для народного хозяйства, типа антенн, удлинителей и так далее. Предприятие было сравнительно небольшим, на нем работало около 400 человек. Но с приходом нового директора Ивана Гурова (кстати, приступили к работе мы практически одновременно) завод резко изменил направление работы и стал стремительно развиваться. Был взят курс именно на изготовление сложной аппаратуры для Министерства обороны. А это означало полную перестройку завода: новейшие технологии, современное оборудование, а главное – кадры на всех уровнях.

– В соответствии с постановлением Совета Министров СССР предприятие было основано в 1959 году. О каком периоде мы сейчас говорим?

– Свидетелем роста предприятия я стал с 1962 года. Как я уже говорил, в это же время возглавил завод Иван Гуров. Не побоюсь громких заявлений, но это был действительно самый продуктивный и деятельный руководитель, который оставил после себя самый значительный след в истории завода. В связи с изменением курса резко увеличились объемы работ. Началось строительство новых зданий и корпусов, открывались новые отделы. За 15 лет численный состав работников завода с 400 увеличился до 8500 человек! Завод стал одним из лучших предприятий Министерства радиопромышленности СССР.

– Не умаляя заслуг руководителя, достижение таких вершин – заслуга далеко не одного человека, правда?

– Разумеется. Сейчас модно говорить «в нашей профессии не бывает случайных людей». Так вот, на восьмитысячном заводе случайных тоже не было. Мы все шли и работали с надеждой на светлое будущее и твердой уверенностью, что благодаря нашим усилиям оно состоится. Работали так и столько, сколько того требовала ситуация. Я помню случай, когда в сжатые сроки нужно было изготовить и отгрузить заказчику большую партию. С нуля. А это подготовка производства, оборудование рабочих мест, монтаж экранированных кабин, разработка документации, изготовление оснастки, обучение специалистов и многое другое. Обычный цикл подготовки такого производства – 1,5-2 года. В данном случае всё было сделано за три месяца! На финише все работали по 12-15 часов.

– Впечатляет! Наверняка, данный блестящий пример всего лишь один из?

– Не хвастаюсь, но так и есть. И это то, чем работники завода всегда будут гордиться – своими самоотдачей и трудом. Приведу еще один пример. Одним из ведущих институтов страны был смонтирован действующий макет. Но для серийного изготовления необходима была конструктивная переработка системы с учетом механических, климатических, эргономических и других факторов с высокой степенью надежности этого наисложнейшего комплекса. Разработать образец для серийного изготовления в суперсжатые сроки было поручено нашему отделу. «Отвечаешь головой», – коротко сказал начальник. И больше к этим словам ничего добавлять не нужно было. Заказ, о котором знал узкий круг специалистов, получил номер 77. Был составлен жесткий график. Срыв сроков по любым причинам – чрезвычайное происшествие. И все это понимали без лишних слов. Запомнился еще такой эпизод. Однажды поздно вечером возникла ситуация, которая возражала версии разработчиков. Для проверки были необходимы серьезные испытания. Утром на столе главного инженера лежали результаты, которые подтверждали нашу версию. Естественно, для проведения такой работы необходима была техническая эрудиция. Один из наших специалистов – Семен Корзевич – во время работы получил более 10 патентов на изобретение. Получили патентные изобретения и другие сотрудники. В общем, доверие мы оправдали – на госиспытания эта уникальная в своем роде система была поставлена своевременно. А мы даже получили премии – 1/3 месячного оклада.

– С каким восторгом вы рассказываете о своей работе спустя более полувека. И это в свою очередь сейчас вызывает восторг и огромное уважение!

– Да, завода уже давно нет. Остались только память и благодарность специалистам, руки и светлые головы которых создавали все это: Лариса Соколовская, Валерий Иванов, Александр Балакин, Александр Волынец, Владимир Колпак, Николай Кухто, Дмитрий Олизаревич, Михаил Данилов, Семён Корзевич, Александр Беркутов и многие другие. Опытные образцы нашего производства успешно проходили испытания и запускались в серийное производство. И это только малая часть от сотен изделий и заказов, над которыми мы работали. Не всё было гладко и получалось. Но несмотря на трудности, проблемы, какие-то издержки, это были лучшие годы моей жизни. И моих коллег тоже. Я проработал на «Спутнике» 30 лет, столько же позже на «Спектре», но это уже другая история.

– Вы работали на ключевом подразделении – в специальном конструкторском бюро. Расскажите подробнее.

– СКБ, должность начальника отдела новых разработок которого я занимал, с момента создания было на самостоятельном балансе как отдельное предприятие и именовалось п/я 1775. Бюро производило техническое обслуживание и сопровождение всех заказов завода, разработку новых изделий, формировало перспективную техническую политику предприятия, то есть было его мозгом. Имея собственную производственную базу в составе универсального экспериментального цеха, СКБ практически как минимум удваивало производственные возможности завода и всегда было в авангарде новинок современной техники, контактировало и сотрудничало с ведущими НИИ СССР в своей отрасли. Поэтому обладая грамотными, квалифицированными научно-техническими кадрами, благодаря СКБ завод имел возможность гарантированно изготавливать самые сложные системы связи, что не могли обеспечить другие предприятия страны. «Спутник» был абсолютным лидером в своей сфере.

– Что сегодня чувствуете, проезжая мимо бывшего завода, помещения которого сейчас живут совершенно другой жизнью?

– Чувства, наверное, как у всех людей моего поколения. Была необъятная страна, такое же огромное и достойное предприятие. Уверен, если спросить у бывших работников, что для них значит завод, абсолютное большинство, если не все, ответит, что это были лучшие годы жизни. Я создал собственную фирму, и там тоже работают достойные люди, но всё же сердце болит. Поэтому и стараемся поддерживать связь нашего «спутниковского» братства. Встречаемся, вспоминаем минувшие дни. К сожалению, многих выдающихся умов завода с нами уже нет. Подумать только, я пришел на завод совсем цыпленком, а мне уже 86. Многочисленное градообразующее предприятие. Если взять взрослое население Молодечно, то, наверное, каждый четвертый был связан с заводом. Работать на «Спутнике» было почетно. Конечно, очень жаль, что всё так печально завершилось. Но что-то изменить мы не в силах, наверное, не было вариантов и в момент распада предприятия. Нам остается лишь помнить, а молодому поколению – с уважением относиться к одним из самых ярких страниц истории нашего города.

Марина ПУЦЕЙКО
Фото: автор и архив Александра ТИМОФЕЕНКО