Новости Молодечно и Молодечненского района

Жизнь на глубине: Леонид Дубяго рассказал о службе на Северном флоте

  • 2024-07-01 07:10:00
  • Олег ПАЦЕВИЧ

Подводником может стать только человек с сильным характером, хорошей физической подготовкой и крепким здоровьем. Молодечненец капитан второго ранга в отставке Леонид ДУБЯГО рассказал о морской службе на Северном флоте.

С Леонидом мы встретились в редакции. Сразу видны отличительные черты профессионального военного: офицерская выправка, хорошая физическая форма и уверенный взгляд. Кажется, о подводных лодках он знает всё. Может часами рассказывать об устройстве, возможностях и вооружении субмарин.


Еще школьником Леонид Дубяго твердо решил связать свою жизнь с морем.

– Скажите, где и как прошло ваше детство?

– Я вырос в Молодечно, окончил девятую школу. Не могу сказать, что мне нравились школьные предметы – были и «коридоры», – улыбается собеседник.

– Как большинство мальчишек, больше времени уделял спорту, можно сказать, профессионально занимался футболом. Это сейчас подростки, как под гипнозом, сидят дома, уставившись в мониторы компьютеров. У моего поколения было другое детство: всё свободное от учебы время мы дружно проводили на стадионах.

– По своей натуре вы романтик?

– Не могу так сказать – привык объективно смотреть на вещи. Если есть мечта, то нужно добиваться поставленной цели. Нужно работать над собой, а не плакать и жаловаться на судьбу в поисках смысла жизни. Поэтому правильнее сказать: я реалист.

– Что или, может быть, кто повлиял на ваше решение связать свою жизнь с флотом?

– Физическая подготовка позволяла, и в старших классах я довольно серьезно увлекся цирком. Стал заниматься в эстрадно-цирковой студии при бывшем доме культуры железнодорожников, готовил себя к поступлению в театральный институт имени Бориса Щукина. Кстати, актерские навыки мне потом очень пригодились в военном училище. После любого «залета» самые нелепые мои оправдания перед командирами звучали очень правдоподобно. Позже как-то всё изменилось. Отец моего друга ходил в море, он был гражданским моряком, связистом. А я проявлял интерес к радиолюбительству и часто обращался к нему за советом. Видимо, его рассказы о море и пробудили во мне желание стать моряком. В десятом классе мы проходили медицинскую комиссию в военкомате, там мне и посоветовали поступать в Калининградское военно-морское училище. «Какая разница – какое море. Море и есть море – оно одно», – сказал офицер военкомата.

– Тяжело было поступить и учиться в военном вузе? 

– Не скажу, что я как-то особенно готовился к экзаменам. Подал документы в училище и, если честно, вообще забыл о них. Когда пришел официальный вызов для поступления, у меня даже паспорта на руках не было. В течение двух дней собрал необходимые документы и поехал сдавать экзамены. В школе я учился посредственно, но, спасибо учителям, моих знаний хватило, чтобы успешно пройти испытания и поступить. Так, в 1983 году я стал курсантом факультета радиосвязи Калининградского высшего военно-морского училища. Если в школе я только перекладывал учебники, то в училище полностью погрузился в учебу. Мне было очень интересно, всё преподавалось очень доходчиво. Например, математика в школе для меня была самым нелюбимым предметом, а в училище по этой дисциплине у меня были только «пятерки». Приезжая домой на летние каникулы, общался с моими школьными учителями, и они удивленно радовались моим успехам. Особенно преподаватель по математике. Морская наука мне давалась легко, я всегда был отличником. Приходилось много работать. За пять лет учебы нужно было выучить и овладеть приемниками более 150 наименований, поэтому готовиться к офицерской службе нужно было серьезно и ответственно. Как говорится, «тяжело в учении – легко в бою». Потеря связи с подводной лодкой, даже на несколько минут – чрезвычайная ситуация на флоте. Это как остановка сердца у пациента во время хирургической операции. Знания, которые в нас вкладывали наставники, мне потом дали огромные преимущества в службе. На курсе нас было более 100 человек. Мы вместе прошли долгий путь от абитуриента до получения первого офицерского звания. Курсантская жизнь запомнилась особенно ярко и оставила только самые дорогие воспоминания.

– Как проходило распределение молодых лейтенантов по флотам?

– Кто и куда пойдет служить – это очень важное мероприятие для молодых офицеров. Распределение проходило по конкурсу дипломов. Учился я хорошо, поэтому на заседание комиссии заходил седьмым. Отличные оценки мне давали право выбирать место прохождения службы. И я сделал свой выбор – Северный флот.

– Учились хорошо, но не воспользовались возможностью распределиться поближе?

– Лучшее место для службы после выпуска – это Северный флот. Как правило, туда попадали служить отличники и любимцы командиров. Там самые современные подлодки. Погружение на километровые глубины, рекордные скорости, высокая маневренность лодок. Новейшее вооружение способно одним залпом изменить всю мировую геополитику. Самые передовые технологии советского кораблестроения. Всё это привлекало молодых лейтенантов. Но чтобы попасть в подводный флот, нужно пройти жестокий отбор.

– Как в коллективе встретили молодого Североморца?

– Экипаж подводной лодки – это большая и дружная семья. Прибыв к месту службы, я принялся к детальному изучению субмарины, на которой мне предстояло служить. Служба подводника всегда была сложной и по условиям, и по задачам, которые стоят перед экипажем. На подводной лодке свои обычаи, правила и традиции, там и время идет иначе. Нужно вписаться в этот мир замкнутого пространства. Неуживчивым и слабовольным людям не место на флоте, обычно такие отсеиваются сразу. Могу с уверенностью сказать, что случайных пассажиров на субмаринах нет. Перед первым походом нужно было досконально ознакомиться с матчастью, сдать зачеты по борьбе за живучесть лодки. Мой первый командир был излишне принципиальным. Нам казалось, что требовал от команды много лишнего. Но капитан есть капитан, пришлось изучать все корабли и самолеты НАТО.

– Расскажите о морских обычаях, которые знает каждый моряк.

– В первое погружение новичков посвящают в подводники. Для этого используется настоящий ритуал. Для гражданских он может показаться шокирующим. В плафон от лампы, а это примерно два литра, набирается соленая забортная вода. И новичок должен её выпить, не поморщившись. Пройдя испытание моряк получает вечную подводную прописку и признается равным с более опытными коллегами – «принимается в семью». Но это не все испытания, которые должен пройти молодой моряк. Существует красивая традиция. При пресечении экватора моряки любого флота отмечают праздник Нептуна. По традиции всем новичкам, впервые пересекающим экватор, необходимо пройти особый обряд посвящения в моряки. Кандидат предстает перед Великим владыкой морей – Нептуном. Новичка бросают в судовой бассейн, где он и проходит ритуал посвящения. После «крещения» моряк получает документ о прохождении экватора.

– На флоте было место неуставным взаимоотношениям между военнослужащими?

– На подводных лодках особой дедовщины не было. Это связано с весьма специфическим отбором, да и крайне глупо издеваться над молодым, от действий которого зависит собственная жизнь. А в 2017 году «срочников» вообще списали на берег. Военнослужащие по призыву больше не проходят службу на боевых кораблях и подводных лодках Северного флота.

– Подводные субмарины таинственные с наружи. А как обустроен быт в самой лодке?

– Нередко подводники проводят параллель между субмариной и космическим кораблем. Обычно автономное плавание длится дольше, чем полет космонавта. А жизненное пространство в лодке и орбитальной станции одинаково. Первое, что отмечают все, – это теснота. Экономится каждый сантиметр пространства. Все коридоры и спальные места узкие, сверху донизу заполнены разными приборами. Распорядок дня тоже своеобразный: служба проходит вахтами. Пока один спит, другой на боевом посту. И в таком режиме всю автономку, а это 90 суток. Согласно правилам, спальные отсеки не закрываются, входят туда моряки без стука – это традиция. Питание на подводной лодке отличное. Разработчики рациона учли все нюансы службы: отсутствие солнечного света, стрессовые условия, повышенный уровень ионизирующего излучения.

– Как часто приходили служить на Северный флот парни из Беларуси?

– Экипаж нашей лодки был многонациональным: русские, украинцы, белорусы. Встретить земляка – это всегда большая радость. Как-то, проходя возле казармы, увидел знакомое лицо моряка. Долго копался в памяти, пытался вспомнить, где раньше видел этого человека. Через две недели опять встретил этого морячка, на этот раз любопытство взяло верх, и я спросил, знаком ли ему город Молодечно. Оказалось, что мы жили на соседних улицах и ходили в одну школу. Вот такая приятная неожиданность. С Дмитрием Кондратюком мы и сейчас общаемся. День ВМФ – наш общий праздник. Республика Беларусь не имеет подводного флота, однако в морской истории навсегда увековечены имена наших земляков. Первую субмарину из металла спроектировал в ХІХ веке белорус из-под Белыничей Казимир Черновский. А первую металлическую подводную лодку в 1834-м построил белорус из-под Слуцка Карл Шильдер.

– Пять лет учебы и 12 лет в море... Что повлияло на решение уйти со службы?

– Развал Союза, всё рушилось. Настоящее мрачное, будущее неизвестно, задержка зарплат. В стране массовый психоз, семью кормить нечем. Уходишь в море, а мысли остаются на берегу. Поэтому, посоветовавшись с женой, принял решение уйти в отставку. Вернувшись в Беларусь, быстро адаптировался на гражданке, ушел работать в связь. Общаемся, организовываем встречи с моряками. Скучать не приходится, привык вести активный образ жизни. Ставлю сам себе задачи, которые потом выполняю. Активно занимаюсь спортом.

– Что бы вы хотели сказать молодому поколению?

– В первую очередь пожелать, чтобы у них всегда было хорошее здоровье. Занимайтесь спортом, ведите активный образ жизни. Если человек хорошо развит физически, то у него и в психологическом плане проблем не будет. Сейчас молодежь всё свободное время проводит возле компьютеров или телефонами. А чтобы их оторвать от этого, нужно что-то предложить взамен. Необходимо вовлекать учащихся в городские мероприятия. И главное – каждый должен обязательно пройти военную подготовку.

Олег ПАЦЕВИЧ
Фото: архив Леонида ДУБЯГО