Более 30 лет посвятила работе в сфере профессионально-технического образования заместитель директора по производственному обучению Молодечненского государственного колледжа Екатерина ИЛЮКОВИЧ. Все эти годы она отдала преподаванию учебных дисциплин технического цикла.
Уже в начальных классах понимала, куда бежит электричество
– Я родилась и окончила школу в Молодечно, – начинает свой рассказ Екатерина Ивановна. – С раннего детства приходила на работу к маме, которая работала мастером производственного обучения в ПТУ №87. Она для меня всегда была примером. С юных лет я прислушивалась к ее советам – это и послужило моему становлению в профессиональном образовании.
Трудовые поколения
Родоначальником династии электриков в этой семье был прадед Екатерины Ивановны.
– С электроэнергетикой меня очень многое связывает, – продолжает рассказ моя собеседница. – Мой прадедушка был электриком, брат – электромонтером, племянник тоже в этой профессии. В общем, все мы связаны замкнутой цепью с электрическим током.
Необычный выбор для девушки
Окончив девять классов, Екатерина приняла решение стать электриком и поступила в Молодечненский политехнический техникум.
– В 15 лет мне казалось, что это очень прикольно и романтично, – с улыбкой вспоминает Екатерина Ивановна. – Размышления были такие: отца нет, с финансами туго, в школе денег никто за учебу не платит, а в техникуме есть стипендия. Первые полгода учебы я усердно занималась, преподаватели хвалили меня, выводили хорошие оценки, успешно сдавала сессии. И в дальнейшем у меня всегда была повышенная стипендия. На нашем курсе было всего пять девочек, я была старостой группы. В 1994 году окончила техникум по специальности «электроснабжение промышленных предприятий и гражданских зданий». В этом же году поступила на заочное отделение Белорусской государственной политехнической академии.
Я помню, как всё начиналось
Девяностые годы: в стране неразбериха, Союз распался, у людей проблемы с трудоустройством. Именно в это непростое время Екатерина Ивановна очередной раз прислушивается к совету мамы…
– К сожалению, после окончания техникума у нас не было распределения на предприятия. Это сейчас у выпускников есть гарантия первого рабочего места, – рассказывает моя собеседница. – Весь наш выпуск отправили на «вольные хлеба». На семейном совете мама предложила мне устроиться в ПТУ №87 мастером производственного обучения. Долго не раздумывая, я приняла предложение, и мне дали для обучения группу монтажниц. Представьте: я, 19-летняя, молоденькая, худенькая, маленькая – все принимали меня за школьницу. Так начиналась моя педагогическая деятельность. Помню оценивающие взгляды и улыбки учащихся, когда первый раз знакомилась со своей группой. Казалось, что эти дети смотрят на меня, как на чудо чудное. Признаюсь, очень волновалась. Первое время мне было страшно, но чем больше я узнавала своих учеников, тем интереснее становилось. Благодаря какому-то системному труду я приобрела авторитет у своих учеников, их родителей и старших коллег. С годами училище стало родным домом, а профессия – смыслом жизни. Зарекомендовав себя в должности мастера производственного обучения, получила предложение стать заведующим отделением.
Каждому свое
Работа с учащимися накладывает на педагога определенную ответственность. Это уже не школьники, а люди, получающие профессию. И каждый недочет может обернуться для них трагедией.
– Поэтому необходимо находить к каждому учащемуся подход, – отмечает Екатерина Ивановна. – С ребятами среднего возраста мне проще всего общаться. Подростки нашего колледжа самые классные. Многих, скорее всего, не оценили в школе. Среди успешных учащихся они были на задворках, их никто не замечал. Есть дети хулиганистые, из разных семей, порой недолюбленные родителями. И вот эти ребята приходят к нам в колледж, где у них появляются новые педагоги, мастера. Они «заменяют» им маму и папу. С первых дней занятий у учащихся начинается производственное обучение, и на практике они получают чувство успеха. Например, у того же штукатура начинает получаться – он радуется, считает себя полезным и нужным. Уверена, это дает человеку стимул к дальнейшему развитию. Ребята просто окрыляются. Вы посмотрите, сколько разного уровня наград получают наши учащиеся. В школе у них не было благодарностей, а в колледже их замечают, на конкурсах дипломируют. Опытные педагоги помогают детям раскрыть свой потенциал, и это главное в нашей работе. Не каждому дано стать врачом или учителем. Не могут все быть начальниками. Кто-то должен строить дома, ремонтировать дороги, проводить в наши дома свет и тепло.
Более 30 лет на одной волне с учащимися
В ходе практических занятий ребята под руководством мастеров производственного обучения изготавливают интересные вещи. Будущие сварщики смастерили ажурные металлические подставки под цветы, которые украшают площадку с фасадной стороны здания главного корпуса колледжа.
– Работы наших учащихся – это просто загляденье! – с гордостью говорит Екатерина Ивановна. – Подходя к колледжу, видели, как ребята своими руками кладут тротуарную дорожку? Дипломированные специалисты так не положат. И во всей этой красоте заложены труд педагогов и старание учеников. Согласна, работы много, но я люблю наших детей, и мне нравится моя профессия. Более 30 лет я с ними на одной волне, даже чувствую себя моложе.
Любимые и нелюбимые учащиеся
Волей-неволей у некоторых педагогов появляются любимчики и наоборот. Одним прощаются шалости, а другие, как ни стараются, выше тройки получить не могут.
– Для меня все учащиеся, как свои дети. Это материнское чувство пришло ко мне, когда сама стала мамой, – с откровенно доброй улыбкой говорит собеседница. – И ребята это тоже чувствуют. У меня всегда были прекрасные отношения с учащимися и их родителями. Очень хорошо помню свою последнюю группу, в которой была мастером. Мне каждый вечер звонил кто-то из родителей. Однажды снимаю телефонную трубку и сразу слышу слова благодарности: «Вы самы лепшы настаўнік для майго сына». Для меня эта фраза дорогого стоит. Конечно, бывали и огорчения, но они не помнятся.
Просто быть нормальным человеком
На часто задаваемый вопрос педагогам, кто такой учитель, Екатерина Ивановна ответила:
– Мне кажется, это не тот, кто много знает. Педагогика – это образ жизни. Вы знаете, у меня часто в автобусе спрашивают: «Вы, случайно, не учитель?» Я стараюсь просто быть нормальным человеком, дарить свою любовь и знания учащимся.
Олег ПАЦЕВИЧ
Фото: архив Екатерины ИЛЮКОВИЧ