В Минске в конце апреля рядом с конечной остановкой общественного транспорта «Степянка» разыгрался настоящий триллер. На парня с инвалидностью напали бойцовские собаки. Отвести их помогли водители проезжающего мимо мусоровоза, помощь пострадавшему до приезда медиков оказывали прохожие.
В памяти еще прошлогодняя трагедия, когда в Новогрудском районе стафф на глазах трехлетней девочки загрыз своего хозяина. Ребенок двое суток провел у истерзанного трупа отца, боясь даже пошевелиться. Спасательную операцию тогда провели милиционеры. А несколькими годами ранее в Барановичах питбуль напал на беременную хозяйку. Искусал ее так, что потребовалась ампутация обеих рук.
Этим историям была дана широкая огласка, и они, разумеется, вызвали резонанс. А вообще, каждый год сотни белорусов страдают от укусов собак. В одних случаях нападение животного заканчивается лишь курсом уколов от бешенства. В других последствия оказываются более серьезными, начиная от многочисленных рваных ран, которые очень плохо заживают, и заканчивая психологическими проблемами. Но всегда эти истории разделяют людей на два лагеря: одни считают собаку другом человека, другие называют врагом и требуют самого жестокого наказания – усыпления.
А что же хозяева? В ответе за тех, кого приручили (иногда не до конца) ведь именно они. Согласно постановлению №834 Совета Министров Республики Беларусь, выводить собак из квартир или иных изолированных помещений в места общего пользования необходимо на коротком поводке и в наморднике, за исключением щенков в возрасте до трех месяцев и декоративных собак ростом до 25 сантиметров в холке, которых можно выводить на поводке без намордника.
В Степянке бойцовские псы были без намордников. И не только в тот злополучный день. В местных пабликах очевидцы сообщают, что часто видели их без этого необходимого для выгула девайса. А выгуливал их молодой парень, имеющий, как и пострадавший, инвалидность. Может ли человек с проблемами со здоровьем (как позже выяснилось, у хозяина ДЦП) справиться с такими собаками? Как видим, нет.
Одно НО: почему эти очевидцы только после трагедии вдруг вспомнили, что рядом с ними и их детьми гуляют собаки опасных пород без намордников? Ни один комментатор не написал, что обращался к хозяину с просьбой надеть собаке намордник. Хоть бы один напомнил об ответственности или даже пригрозил участковым. Нет, со стороны наблюдаем и молча ждем. Дождались. Теперь завопили: «Ай-яй-яй, человек с ограниченными возможностями не справился с бойцовскими собаками, жестоко наказать!» «Понять и простить!» – отвечает им другой фронт.
Кстати, о наказании. За нарушение правил выгула предусмотрена ответственность по ст. 16.30 КоАП Республики Беларусь. Причем в первой части – просто за нарушение правил – штраф в размере до 15 базовых величин, во второй – если был причинен вред здоровью или имуществу – от 10 до 30 «базовых», или общественные работы, или административный арест. Достаточно ли жестокое наказание?
«Вполне», – скажет кто-то из читателей, у ног которого мирно лежит любимый питомец. «Да разве это наказание?» – справедливо возмутится мама пятилетней девочки, которой соседская собака изуродовала лицо. У каждого своя правда.