Новости Молодечно и Молодечненского района

Спасибо, мама, за жизнь, дарованную дважды…

  • 2023-03-07 07:07:43
  • Анжаліка Крупянькова

Как позже мне рассказала мама, в октябре 1943 года фашисты начали вывозить жителей Витебска в Германию. Эта страшная участь не миновала и мою маму. Папа в это время был врачом в партизанском отряде, после освобождения Беларуси он ушел на фронт. Маму схватили вместе с детьми: брату было три года, мне всего два месяца. Фашисты загоняли людей в вагоны для скота, сортируя кого на работу в Германию, кого -- на верную гибель, «на расход». Сначала никто не знал, куда везут и что их ждет. Было объявлено, что всех отправят в Германию. В вагоне на полу лежала солома, на ней и расположились как смогли. Вдруг неожиданно поезд остановили. Фашисты кричали, что поведут в баню, мол, всех нужно вымыть перед отправкой в Германию. Как потом мама узнала, это был лагерь смерти Освенцим.

Соседи по вагону посоветовали маме меня в баню не нести. Женщины сделали «суслу» из пожеванного хлеба с сахаром, завернули в марлю и сунули мне в рот, чтобы часовой меня не услышал и не расстрелял. Такая «соска» мне понравилась, я её сосала до возвращения мамы.

Тот октябрьский день был очень холодным. Людей раздели в бараке, и сверху, прямо с потолка через дыры под большим напором на них полилась холодная вода. Мой трехлетний братик кричал: «Мамочка, мне холодно, накрой меня!». Мама своим телом накрывала его.

Затем она увидела, что впереди раздвинулись двери и людей стали бросать в печь. Спасло маму то, что она неплохо знала немецкий язык, бросилась к выходу назад. На дверях стояла эсэсовка и никого не выпускала. Мама показала ей грудь, с которой сочилась молоко, объяснила, что в поезде осталась двухмесячная дочка, попросила выпустить, так как поезд может уйти.

Что сыграло роль в том, что она выпустила маму с братом? Немецкий язык или чувство материнства? Возможно, у эсэсовки тоже были маленькие дети… На последних минутах мама вбежала в поезд, который тут же тронулся. Часовой её не заметил. Представьте себе пустой товарняк, мчащийся на большой скорости, и мою маму с двумя детьми, голодную и холодную, не знающую, куда едет и что с ней будет.

Прошло какое-то время, и поезд, не доехав до леса, остановился. Мамин вагон был предпоследним, а из последнего вагона стали выбегать люди и кричать «Ура! Ура!». Услышав русскую речь, мама с детьми вышла из вагона. Она была удивлена, что на рельсах стояли только два вагона, а весь поезд умчался вперед. Военные объяснили, что им нужно было отцепить последний вагон, но там заржавела сцепка, поэтому пришлось отцепить два вагона. Как им это удалось сделать -- мама не знала. Военные сказали, что не могут её с детьми взять с собой, это опасно, и указали ей дорогу на какое-то селение, а сами убежали в лес.

К вечеру мама добралась до селения, попросилась на ночлег. Говорить по-польски она не умела, местные жители боялись впускать её в дом. На улице было холодно, и одна женщина пожалела маму, впустила её с детьми в пивницу (погреб). Там мама провела пять дней и ночей. Мой братик Гена после ледяного душа заболел и умер в этом подвале. Ночью, чтобы никто не видел, мама похоронила его в поле своими руками. Это горе невозможно описать. Как его мама пережила -- не знаю…

После этого маме со мной на руках пешком удалось пройти через линию фронта и добраться к родственникам в горпоселок Лунно Гродненской области. Рассказывала, что в пути кто-то её подвозил, кто-то давал поесть как нищенке.

Только после войны мои родители нашли друг друга. У них родился мой брат Валентин, который окончил Военную академию им. Жуковского в Москве и до ухода в отставку в звании подполковника служил в Североморске. Служба на Севере была очень тяжелой, брат умер в возрасте 64 лет.

Мама тоже прожила 64 года, папа -- 76. Он работал врачом на фабрике музинструментов в нашем городе, а также в отделении кардиологии городской больницы, в поликлинике №1.

Я окончила факультет начальных классов Витебского пединститута им. Кирова. Вместе с мужем Ростиславом Осиповичем, выпускником худграфа этого же института, мы приехали в Молодечно. Муж преподавал черчение в политехникуме и ГПТУ, я 40 лет проработала учительницей начальных классов в средних школах №8 и №10.

Сколько бы лет не прошло, я всегда буду помнить, как маме удалось спасти меня. Я родилась на Успение Пресвятой Богородицы, верю, что она оберегает меня на протяжении всей жизни. А эту историю написала для своих внуков и правнуков, чтобы они знали, через какие испытания пришлось пройти их предкам. Они пережили войну и не сломались, выстояли, продолжили свой род, много трудились для своей семьи, для своей страны. Мы никогда их не забудем…

Анна ОСИПОВИЧ,
ветеран педагогического труда.
Фото: архив АВТОРА.