Двух первых девочек удочерили
Наталия выросла в деревне Рачково Полочанского сельсовета. Там и нынче живет её папа Георгий Аноп. Окончила Городиловскую школу, работала формовщиком колбасных изделий на частном предприятии в Молодечно. Вышла замуж, родила старших Дениса и Марину. В семье случилась трагедия: утонул муж. Она нашла в себе силы жить ради детей. Спустя годы судьба подарила ей встречу с Дмитрием Каптюхом, который стал любящим мужем, прекрасным отцом для Дениса и Марины, совместного сына Ивана. Когда дети выросли, супруги всё чаще стали задумываться о том, чтобы взять на воспитание девочку. Казалось бы, и своих трудностей более чем достаточно. В 17 лет попал под поезд, лишился правой руки Денис. Сколько понадобилось сил, мужества, любви, чтобы помочь ему не пасть духом. Вместе они справились. А в 2007-м Наталия и Дмитрий решились приехать в отделение социального приюта, которое тогда находилось в городе.
— Как раз на мой день рождения — 15 апреля — после оформления всех необходимых документов мы забрали из приюта двух сестричек Вику и Анжелу. Помню, посадили их с мужем в машину, едем домой, а у меня началась паника: смогу ли стать для девочек настоящей мамой, справлюсь ли, — возвращается в прошлое моя собеседница.
У новогодней елочки Вика и Ваня.
Более бойкая трехлетняя Вика адаптировалась в новой семье довольно быстро, а вот младшая на год Анжела всё время молчала. Маленькая, худенькая, где посадишь, там и сидела, опустив головку… Девочки пережили страшный стресс. Их папа умер, а мама однажды закрыла их в доме и ушла в неизвестном направлении. Они неделю были одни, ели картофельные очистки и пили воду, пока сообразительная Вика не разбила стекло в окне, вылезла через него и пришла к соседям, попросила поесть…
Как согреть их сердечки, заслужить их доверие, помочь поверить, что приемные родители желают им только добра?
— Мы с Анжелой как-то смотрели телевизор. Она поднялась, начала мне расчесывать волосы, делать прическу. Я сидела не шелохнувшись, ведь ребенок впервые осмелел… Так продолжалось каждый день. За этим занятием Анжела стала разговаривать, впервые назвала меня мамой. Когда мы через месяц приехали с ней в СПЦ, педагоги не скрывали удивления: «Как вам удалось так быстро научить её говорить?». Если к обязанностям приемной мамы будешь относиться как к работе, вряд ли что получится. Приемные дети — это моя семья, моя жизнь. Только при таком отношении сможешь их понять, найти с ними общий язык, — уверена Наталия Георгиевна.
Прошло время — и Наталия с Дмитрием удочерили Вику и Анжелу. Обе уже взрослые, самостоятельные, Вика живет в Молодечно, Анжела — попрежнему с мамой, ездит из Пекарей на работу.
«Сразу шестеро. Увидела и поняла: мои!»
В 2007 году семью Каптюх пополнили сразу шестеро детей. — Настя, Лера, Аня, Лиза, Максим, Ваня, — перечисляет приемная мама. — Они родные братья и сестры из Молодечно, оказались в социально опасном положении. Мне позвонили из опеки, попросили забрать хотя бы на время. Приехали с мужем, я их увидела — и всё, поняла, что они мои… Привезли их домой. Тогда мы жили в деревне Белое, купили с мужем там дом.
2020 год, «Истоки». Наталия и ее дети.
Через два года их семье предложили переехать в детскую деревню «Истоки» на берегу Заславского водохранилища. Наталия согласилась, но твердо настояла на своем условии: «Все дети должны быть с нами!». На тот момент её родные сыновья и дочь были совершеннолетними, в детской деревне им было жить не положено. «Они будут жить с нами до тех пор, пока не почувствуют себя взрослыми», — поставила условие Наталия. И ей пошли навстречу.
Она работала родителем-воспитателем, муж — помощником. Постепенно семья приросла ещё четырьмя приемными детьми. Одновременно они заботились о 12 мальчишках и девчонках. Дмитрий Леонтьевич кроме того работал термистом в ОАО «Агрострой». Умудрялась подрабатывать в близлежащих санаториях и Наталия Георгиевна.
— Пособий на детей и нашей зарплаты хватало на питание и самое необходимое. Но ведь хотелось купить детям модные одежки, чтобы в школе они не отличались от других, хорошие подарки к Новому году положить под елку.
— Как у вас хватало сил кормить такую большую семью?
— Я всегда любила готовить, а объемы для меня большой роли не играли. Каждый день варила 10-литровую кастрюлю супа, и она к вечеру была пустой… На первых порах что-то и доготавливать приходилось. Я и теперь больше, чем нужно, готовлю, всё боюсь, что кому-то не хватит… Дети помогали, дежурили по кухне. С девочками мы любили печь печенье, пироги.
— А что было самым трудным в вашей работе?
— Помочь адаптироваться в нашей семье новому ребенку. Ведь у каждого свой характер, своя непростая жизненная ситуация. Нам с мужем удавалось войти к ним в доверие, найти общий язык. Никого из наших приемных детей мы не просили звать нас мамой и папой, однако все нас так называли…
Женщина вспоминает, как удалось найти взаимопонимание с девочкой с непростым характером, которая до этого поменяла восемь приемных семей. Как приходилось терпеливо объяснять одному из мальчиков, что воровать продукты не нужно, их дома всегда хватает. Как и прятать под подушку или в карман на черный день…
Приемной мамой стала дочь
В 2021 году случилось непоправимое горе: от коронавируса умер глава семьи. Дмитрию Леонтьевичу не было и 55 лет.
— Он был замечательным, добрейшим человеком. Так любил детей, меня, так старался помочь всем, порадовать, сделать сюрприз. Никогда не забуду, как после рождения Вани он передал мне в роддом запрещенную живую розу, упакованную в… пачку из-под зубной пасты. 27 лет мы прожили душа в душу, ни разу не поругались. Мне его очень не хватает, — со слезами на глазах говорит Наталия Георгиевна.
Счастливое мгновенье: Наталия и Дмитрий с приемной дочерью Лерой и её мужем Вадимом.
Рассказывает, как поддерживали её в те тяжелые дни коллеги мужа, председатель Минской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки Татьяна Апранич, которая много лет помогает их приемной семье.
Наталия Георгиевна приняла непростое решение уехать из детской деревни, где всё напоминало о любимом муже. Нелегко было расстаться с приемными детьми, но утешало, что заботу о них взяла на себя дочь Марина. Вместе с мужем Иваном Ельяшевичем они работают в «Истоках» родителями-воспитателями, сегодня опекают 12 мальчиков и девочек.
Наталия Георгиевна осталась приемной мамой для Вики и Вани. Вике 13 лет, она занимается в Городиловской школе. Ване — 16, учится на слесаря в Березинском лицее. Он младший из шестерых братьев и сестер, которых в 2007 году забрали Каптюхи. Тогда ему было два с половиной года. Вместе с Наталией Георгиевной живет и её сын Денис. Несмотря на вторую нерабочую группу инвалидности, он во многом помогает маме по хозяйству, а оно немаленькое: бычок, куры, гуси…
— Огромная благодарность директору ОАО «Городилово» Дмитрию Грамовичу, который вошел в наше положение, выделил нам дом в Пекарях со всеми удобствами, с отличным ремонтом, — говорит моя собеседница. — Более того, доверил мне ответственную должность. Моя основная работа по-прежнему приемный родитель, а по договору подряда я работаю бригадиром молочно-товарного комплекса «Груздово». До этого проходила стажировку, была лаборантом. Вместе с бригадиром Екатериной Круковской мы несем ответственность за тысячу голов крупного рогатого скота, у нас в подчинении около 25 работников.
Каким же сильным человеком нужно быть, чтобы вынести столько испытаний и не побояться новой работы, не очерстветь душой, находить в себе силы помогать другим!
Наталия Георгиевна приезжает в «Истоки», где осталась частичка её души. Она каждый день на связи с каждым из своих родных, приемных детей.
— Всех люблю, за всех переживаю, успехам всех радуюсь, — говорит женщина.
Одна из её приемных дочерей – Лера — уже вышла замуж. Провожали её в «Истоках» большой, дружной семьей. Радует приемную маму, что Настя и Света получили собственное жилье.
В большой семье есть традиция на Рождество и Пасху собираться у родителей всем вместе. Были годы, когда за столом сидело более 30 человек. И в этом году на Рождество в доме Наталии Георгиевны будет многолюдно. Приедут дети — её радость и гордость, смысл её жизни…
Анжелика КРУПЕНЬКОВА.
Фото: архив Наталии КАПТЮХ.