Новости Молодечно и Молодечненского района

Под микроскопом «ведут беседы» с клеткой

  • 2024-11-17 12:52:00
  • Марина ПУЦЕЙКО

Каждый день специалисты Молодечненского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз сталкиваются с установлением причины смерти. Судебному медицинскому эксперту при макроскопическом изучении за секционным столом не всегда очевиден ответ. Эту задачу, расширяя диагностические возможности, решает судебно-гистологическое исследование.

– Предметом судебно-гистологической экспертизы является изучение особенностей повреждений органов и тканей на микроскопическом уровне с применением специальных методов и методик исследования с изготовлением гистологических препаратов, – вводит в курс дела начальник сектора судебно-гистологических экспертиз Светлана Раздвижнова. – Задача наших лаборантов – приготовить микропрепараты, экспертов – изучить их, установить причину смерти, также устанавливаются осложнения и все сопутствующие заболевания, которыми страдал человек при жизни и о которых он даже мог не знать.

Если говорить именно о судебно-медицинской экспертизе, то основная задача гистологов – определить прижизненность и давность повреждений. Как правило, судебная медицина занимается насильственной смертью. Это и черепно-мозговые травмы, и падение с высоты, утопления, отравления угарным газом… Эксперты помогают установить давность повреждений.

– Взять, к примеру, криминальные случаи: убийства, кто-то кого-то толкнул или ударил, и человек получил повреждение, несовместимое с жизнью. И здесь необходимо, как и для следственных органов, так и для общего эксперта, определить давность – сколько человек жил с этим повреждением, – поясняет Светлана Александровна. – Случается, при черепно-мозговой травме и кровоизлиянии человек может проходить с ним и несколько дней. Часто бывают вопросы на прижизненность, когда эксперта интересует: прижизненно нанесены повреждения или уже посмертно. Чтобы понять обывателю, приведу пример: человек выпал с девятого этажа, нужно выяснить, он живой был на момент падения или ему кто-то «помог».

Вообще, как отмечает Светлана Раздвижнова, работа в отделе ведется комплексно. Первым лицом выступает общий эксперт. Судебно-медицинская гистология и химия являются дополнительными методами исследования. Штат сектора судебно-гистологических экспертиз небольшой: начальник, эксперт, два фельдшера-лаборанта и санитарка. Чего не скажешь о территории обслуживания: к Молодечненскому МРО относятся непосредственно Молодечно и район, а также Воложинский, Вилейский и Мядельский районы. Помогают в проведении судебно-медицинских гистологических экспертиз Борисову, Несвижу, Столбцам… Всего в месяц их здесь проводят около 50-60.

– На первый взгляд, работа монотонная и скучная, – говорит Светлана Александровна. – Не скрою, иногда хочется больше живого общения, а по факту ты наедине с микроскопом, и что-то «рассказать» может только клетка. Но то, о чем она «говорит», очень важно, что делает нашу работу интересной и значимой.

Текст и фото: Марина ПУЦЕЙКО