На добровольную пятидневку в электричке Ольга С. подписалась еще в 2012 году.
— У меня были по-настоящему трудные времена, — рассказывает женщина, — пробовала торговать на рынке, подрабатывала в одном из сельхозпредприятий, до седьмого пота трудилась на даче, собирала на продажу ягоды в лесу, и при этом еле сводила концы с концами.
Попробовать найти работу в столице посоветовала дочь. Ольга, которой на тот момент было уже далеко за сорок, сомневалась. Высшего образования нет, особого опыта работы в какой-нибудь отрасли — тоже. Полистала рекламные газеты, пересмотрела сайты в интернете, и в очередной раз поняла, что никому не нужна.
Трудоустроиться помогла однокурсница дочери, мама которой работала старшей медсестрой в одной из больниц Минска.
— Об окладах молодечненских санитарок я была наслышана, — вспоминает Ольга, — поэтому ехала без особого оптимизма. Воспряла духом только в отделе кадров, когда мне назвали примерную сумму зарплаты — миллион рублей. Столько у нас в городе получали на тот момент разве что медицинские сестры. В феврале 2012 года бюджетникам как раз значительно прибавили зарплату. Санитарки в клиниках стали получать в среднем до 900 тысяч, у некоторых было больше миллиона.
Отделение попалось тяжелое, послеоперационное. Первое время женщина ездила на работу пять дней в неделю. Через год перешла на график два через два и нашла еще подработку.
— Нелегко, — признается она, — зато чувствую себя уверенно. Дорогу к месту работы мне наполовину оплачивает медучреждение, администрация время от времени поощряет премиями, доплатами, профсоюз — экскурсиями. Но что нам, иногородним, хорошо, для минчан, видно, плохо. Шесть месяцев искала больница человека на должность буфетчицы с зарплатой 500 рублей, и только совсем недавно приняла на работу женщину тоже из райцентра — то ли из Червеня, то ли из Узды.
Нашел хорошую для себя работу в Минске и житель Молодечно Михаил К., который шесть месяцев назад устроился в один из автопарков столицы.
— Водительский стаж у меня больше 20 лет, вредных привычек не имею, поэтому в коллектив приняли охотно, — рассказывает Михаил. — В отделе кадров сразу предложили место в общежитии, что для меня, конечно, очень удобно… Развожу грузы по городу. Месячная зарплата — тысяча рублей с хвостиком. Бывшие коллеги в Молодечно имеют по 500—550, больше можно заработать разве что в городском автопарке, куда постоянно требуются водители автобусов. Но профессионалы туда тоже не особо стремятся. Одни перешли в столичные фирмы и переквалифицировались в дальнобойщиков, другие работают на маршрутках.
По информации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, самый высокий уровень безработицы зафиксирован в этом году в Брестской, Витебской и Гродненской областях — 0,5%; в Гомельской и Могилевской — 0,4%; Минской — 0,3%.
Меньше всего безработных в столице — 0,1%. Но молодечненец Василий С., который уволился с основного места работы в начале февраля этого года, в Минск не поехал. На протяжении двух месяцев дежурил у компьютера, просматривая с утра до вечера все сайты, и «пристроился» сам. Фирма, в которой теперь работает, находится на территории города, но прописку имеет минскую.
— Давно знаю: хорошо там, где нас нет, — говорит он. — Вот вы согласны проводить каждый день по четыре часа в дороге? Я, например, нет. Поэтому никуда и не стремился. Хотя, подыскивая себе работу, определенные трудности испытал.
Водителя с 30-летним стажем работы «прокатили» далеко не в одной организации. «Вам сколько лет?» — спрашивали потенциальные работодатели. И услышав в ответ «52», тут же находили причину отказать.
Одним требовались молодые парни в возрасте до 28-ми, другие хотели видеть мужчину лет 40, третьи боялись, что в силу возраста он не справится с обязанностями, поскольку нужно грузить, разгружать, переносить тяжести.
Обрадовались человеку с опытом только на предприятии по изготовлению окон, поскольку устали от «зеленых пацанов», которые больше двух месяцев не задерживались. Поинтересовавшись зарплатой, Василий понял, почему никто из молодежи не остался у них надолго. За ненормированный рабочий день и поездки по всей территории Беларуси компания платила не больше 520 рублей.
— Сегодня это уже не деньги, — рассуждают Настя и Оксана, которые, отработав несколько лет в одной из крупных торговых сетей Молодечно кассирами, собираются уехать в Минск, где их коллеги получают вдвое больше.
— Работать будем два через два, поэтому квартиру снимать необязательно, — перечисляют преимущества работы в столице девушки. — На дорогу тоже особенно много денег не уйдет. Если ездить электричкой, а у нас будет не больше 15 смен в месяц, получится 75 рублей. Маршруткой — примерно 150. Но все равно выгоднее, мы посчитали.
В крупных городах работодатели платят больше — и это факт. Хотя важно учитывать и то, что многие приезжие, которым приходится снимать в столице жилье, все равно остаются «бесприданниками».
— Получаю 900 рублей, за квартиру плачу 400, — рассказывает молодечненец Олег. — Когда уезжал из своего города, думал, что в столице как-то раскручусь, смогу продвинуться по карьерной лестнице. В планах были и машина, и собственный бизнес. А в итоге на жизнь остается 500 рублей, и каждый месяц принимаю «спонсорскую» помощь от родителей.
По информации Национального статистического комитета, на конец 2018 года безработных мужчин в стране было гораздо больше, чем женщин. Особые трудности с трудоустройством испытывали в основном представители сильной половины в возрасте от 50 до 60 лет. Сложнее тем, кто перешагнул 55-летний рубеж. «Вы нам не подходите» они слышали гораздо чаще остальных слов.
Дополнительно
В январе — марте 2019 года в службу занятости Молодечненского района за содействием в трудоустройстве обратились 576 человек, из них зарегистрированы в качестве безработных 363. На вновь созданные и имевшиеся вакантные места при содействии службы занятости за первый квартал этого года трудоустроены 364 человека.
В молодечненском регионе работают 39 промышленных предприятий. Кроме того, зарегистрировано 1,5 тысячи юридических лиц малого и среднего бизнеса и 3,5 тысячи ИП.
Марина Слиж, МЛЫН.by