Мы не можем не думать о прошлом, ведь оно является неотъемлемой частью нашего настоящего и будущего. Вечным огнем сердца людей будут хранить и укреплять в памяти трагические моменты нашей истории. 80 лет прошло, как Беларусь очистили от коричневой чумы, но мы находим всё новые шокирующие факты кровавых преступлений нацистских агрессоров.
Я и раньше много читал об уничтожении еврейского населения в годы Великой Отечественной войны, но масштаб этой трагедии начал осознавать только сейчас. Краевед Алексей Жаховец может рассказывать про Городок часами. Историю этого местечка он знает досконально. В его домашнем архиве хранятся сотни документов, фотографий, рассказы очевидцев и редкие кадры видеосъемки. Все эти материалы дают полное представление об истории местечка. С Алексеем я встретился на площади возле здания старой синагоги. На этом памятном и трагическом месте он рассказал, как в местечке жили люди разных национальностей: белорусы, русские, поляки и евреи в конце 30-х – 40-х годах прошлого столетия и в годы нацистской оккупации.
Мой собеседник родился в Молодечно. Школьником Алексей каждую пятницу после уроков спешил к бабушке и дедушке в Городок и все выходные проводил в деревне. Ещё подростком он с интересом слушал рассказы старожилов. Особое любопытство вызывали исторические придания местечка.
– Мой дед работал в сельском музее, всё свободное время я проводил с ним. Возле деревни находил интересной формы куски стекла, приносил свои находки в музей, а потом обижался, почему их не включают в экспозицию. В старших классах серьезно занялся историей Городка, начал искать документы и сопоставлять их с рассказами жителей. За эти годы проделал большую работу. В моем архиве хранятся тысячи материалов, касающихся истории населенного пункта.
– Давайте поговорим о народах. Городок – это маленький мир. Удивительно, как здесь уживались три религии: православные, католики и иудеи?
– Евреи плотно заселяли белорусские города и небольшие местечки. Из архивных документов известно, что в 1847 году в Городке насчитывалось 496 евреев, в 1897-м – 1230 (76,6% от общего числа жителей), а в 1921-м – 990. Община была многочисленной, иудеи играли значительную роль в жизни местечка. На площади организовывались большие базары, повсюду были еврейские магазины, торговали обувью, льном, материалом, у каждого свой товар – свой интерес. На другом конце Городка был другой базар, где продавали коров, лошадей, свиней. В субботу евреи не работали, по воскресеньям – православные и католики. Поэтому в эти дни все отдыхали. Иудеи хорошо ладили с местным населением. В Городке не было еврейских погромов. После присоединения Западной Белоруссии к Советскому Союзу в 1939 году еврейское население было ущемлено, были закрыты все политические партии, религиозную литературу закапывали во дворах, многие были вынуждены закрыть свои лавки, учителя перешли работать в государственную школу, а некоторые занимали должности в новых учреждениях. Они, так сказать, стали «русскими». Однако крестьяне из маленьких ближайших деревень недолюбливали евреев за то, что те не работали на земле, а только торговали. Местная жительница рассказала мне про хитрый маркетинг: евреи зазывали детей, идущих в школу, в свои лавки и предлагали конфеты и другие сладости. Когда те набирали сладости, их выпроваживали. Позже продавцы дожидались родителей, чтобы они расплатились за товар, который взяли их дети. Думаю, после этого детей дома ждали другие «угощения».
– Насколько для евреев был беспощаден нацизм в военные годы?
– В 1941 году мир рухнул не только для еврейского населения, но и для всех белорусов. Но особенно беспощадно нацисты относились к иудеям. По показаниям многочисленных свидетелей, летом 1941 года нацисты создали в Городке гетто (в длину около 500 метров, в ширину – 100-150). Территория, на которой находились еврейские дома, была ограждена со всех сторон проволокой. В домах, где до войны жило сто человек, фашисты разместили тысячу евреев. Теснота была ужасная, и евреи при помощи взяток смогли выкупить ещё пару домов. Вход в гетто был со стороны синагоги, где мы сейчас находимся.
– Как складывались отношения между евреями и белорусами в годы фашистской оккупации?
– Стоит отметить, что эта территория только в 1939 году была присоединена к Советскому Союзу. Советская власть просуществовала здесь менее двух лет и не успела ещё закрепиться. После начала второй мировой войны до людей доходили слухи, что происходило по ту сторону границы, но никто особо не мог поверить, все считали немцев цивилизованными людьми, у них в голове такое не укладывалось. Некоторые местные жители перешли служить на сторону немцев из личных мотивов: кто-то был ущемлен советской властью по обвинительным доносам, кто-то держал злость на евреев и других жителей и стал сотрудничать из чувства мести. Поэтому отношения складывались по-разному. Были сочувствующие, но нашлись и такие, которые вспомнили евреям затаившиеся обиды – это уже были не те соседи, которые раньше жили мирно.
По словам очевидцев, местный житель Городка по фамилии Смольский перешел на сторону немцев. Как-то вечером он, пьяный, шел по улице, и ему повстречалась знакомая еврейка. Коллаборант припомнил ей старую обиду и застрелил прямо на дороге. Будучи подростком, у Смольского заболел пневмонией отец. Семья его жила небогато, денег на лекарство не было. В отчаянии он попросил у еврейки лекарства в долг, но женщина отказала ему. Организм отца не справился с болезнью, и мужчина умер. Спустя годы подростковая обида вылилась в жестокое убийство. Нацисты сурово наказывали тех, кто давал приют или помогал иудеям.
– А где происходили массовые уничтожения евреев в Городке?
– На этом месте, во дворе синагоги, и произошла одна из самых ужасных трагедий. Можно сказать, это одно из самых страшных мест в Беларуси. И этому есть доказательства – рассказы выживших свидетелей. Видите этот колодец? Нацисты с собаками вырывали маленьких детей из рук матерей, брали их за ножки, били о бетон и бросали в этот колодец, некоторых бросали живьем. Точная цифра неизвестна, сколько здесь покоится еврейских детей – раскопки никто не проводил. Нацисты расстреляли и сожгли много евреев, известна только приблизительная цифра – 900 человек. Дело в том, что свидетелей расстрелов не было. Местному населению в момент казни было категорически запрещено покидать свои дома, а людей, которые пытались наблюдать за происходящим из окон, каратели обстреливали.
– Меня интересует, за что и зачем партизаны жгли Городок, когда немецкая армия уже отступала.
– Этому есть одно объяснение. Когда в местечке хозяйничали оккупанты, всех евреев переселили в гетто. В Городке появилось много свободных домов, и местные жители стали в них заселяться. За время войны нацистами была уничтожена вся еврейская община. Если кому удавалось спастись – уходили в лес и присоединялись к партизанским отрядам. Уцелевшие евреи прекрасно понимали, что в свои дома они уже не вернутся – черная кошка войны пробежала между иудеями и местными жителями. Поэтому можно предположить, что евреи, которые были в партизанских отрядах, целенаправленно жгли местечко. Эта версия основана на мемуарах еврейских партизан.
Мы с Алексеем обошли территорию бывшего гетто, побывали на старом еврейском захоронении. Несколько лет назад он с энтузиастами решил обновить могилки на старом еврейском кладбище. За это время силой волонтеров из различных организаций из земли было поднято более 300 надгробий. Многие надписи на памятниках были переведены на русский язык и внесены в каталог. Благодаря проделанной работе много людей смогли найти своих умерших родственников. Алексей нашел уникальную видеозапись 1931 года – на кадрах запечатлены еврейские могилы. На видео он увидел, что теперь на захоронениях не хватает нескольких надгробий. В пяти километрах от Городка на православном кладбище он заметил памятник, очень похожий на иудейский. Одна сторона плиты была замазана бетоном, а в нижнем левом углу просматривалась надпись на иврите. Изучив надгробие, пришел к выводу, что это та самая плита с еврейского кладбища. Мацева была украдена в послевоенные годы, когда у людей не было денег, чтобы поставить памятник. Алексей с товарищами пытается отыскать родственников этого захоронения, чтобы плита была возвращена на еврейское кладбище.
ОТ АВТОРА. Сохранение памяти – это очень важно. Во избежание переписывания истории наше и подрастающее поколение должно знать и понимать, что могло ожидать наш народ в случае победы нацистов. Об их зверстве свидетельствует страшная трагедия Городка. До войны люди мирно жили, торговали, рожали и воспитывали детей, но пришли нацисты, которые считали себя лучшей нацией, и решили подвергнуть полному уничтожению целые народы.
Текст и фото: Олег ПАЦЕВИЧ