Новости Молодечно и Молодечненского района

Один против всех: буллинг или конфликт?

  • 2025-04-23 07:28:00

По сведениям представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси, с травлей со стороны сверстников сталкиваются 60 процентов учеников школ и гимназий.

Вопрос буллинга остается актуальным сегодня и для учреждений образования Молодечненского района.

Под буллингом понимают систематическое преследование кого-либо группой или отдельным человеком, вербальное и (или) физическое.

Вместе с тем важно отличать буллинг от конфликта. Буллинг – это умышленное действие. Конфликт же не планируется, он случаен, спонтанен. В случае возникновения буллинга давят статусом, личными качествами, превосходящими над другими. В конфликте же участвуют равные, происходит столкновение интересов, конфликтующие стороны отстаивают свою точку зрения и дают отпор. Конфликт – это разовое столкновение интересов, а буллинг – регулярное и беспочвенное унижение одного человека другим.

Но буллинг – это не всегда агрессия. Подросток может испытывать отвращение, презрительность в отношении одноклассника. Это другая эмоция, но тоже проявление буллинга. А вот использование прозвища может быть и не оскорблением, если понимать, как ребенок относится к этому, и не вызывает ли оно у него эмоциональные переживания.

Буллингом может быть и социальная изоляция, которая травмирует не меньше словесной агрессии. С определенным ребенком в классе не хотят садиться рядом, не зовут его в игры. Когда происходит распределение по командам, например, на уроке физкультуры, этого ребенка выбирают последним либо вообще не берут.

Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга?

1. Он не хочет идти в школу. Пропускает занятия, у него резко ухудшилась успеваемость.
2. Обратите внимание на его позу: втянутая в плечи голова, сгорбленная спина, опущенный подбородок... Если раньше такого не наблюдалось, следует поинтересоваться делами в школе.
3. Жалобы на мигрени, боль в животе. Они могут быть вызваны стрессом и страхом столкнуться с обидчиками.
4. Часто ребенок возвращается домой с синяками, в грязной или испорченной одежде.
5. Замкнутость. Раньше был общительный – резко стал молчуном. Уходит в себя.
6. Исчезают личные вещи: тетради, учебники, одежда, деньги.
7. Ребенок удалил аккаунты в соцсетях. Возможно, таким образом он пытается защититься от кибербуллинга.

Порой, приходя за помощью, ребенок слышит отголоски прошлого: «Надо через всё пройти, такие ситуации закаляют, вырастешь – будешь мужиком», «Не доноси», «Справляйся сам». Но это только отголоски. В наше время буллинг не закаляет, а еще больше расшатывает и без того тонкую душевную организацию детей.

Исследования показывают, что психологическая травля доминирует над физической. Люди, которых в детстве травили, более склонны в молодом возрасте к суициду, тревожным расстройствам и депрессиям.

Как правило, буллинг проявляется в пятом-седьмом классах. Это тот возрастной период, когда дети учатся взаимодействовать в коллективе, определяют, где их место, какие роли могут примерить на себя.
Если в школе происходит травля, страдает не только ее жертва, но и свидетели, которые наблюдают и ничего не делают, чтобы остановить. А ребенку важно понимать, что он не один, что ему есть к кому обратиться за поддержкой.

Каждый ребенок имеет право чувствовать себя в безопасности.

Задача взрослых – вовремя заметить, вмешаться и решить ситуацию с буллингом, так как дети такого сделать никогда не смогут.

Опрос несовершеннолетних учащихся учреждений образования Молодечненского района показал, что, если с ними случится беда, они обязательно расскажут об этом родителям (81,3%) и только потом учителю. Если кто-то подвергался жестокому обращению, 55,4% ответили, что обязательно расскажут родителям либо классному руководителю. Основная часть учащихся с возмущением относится к различным видам насилия, однако 4,5% равнодушны.

В учреждениях образования проводятся тренинги, информационные часы, в местах общего доступа размещается информация, к кому и по какому номеру телефона можно обратиться за помощью. Вместе с тем дети продолжают «вестись» на провокации и попадают «на крючок» агрессора.

Что делать ребенку? Конечно же обратиться к взрослому, который ему поможет. Не услышал один – необходимо обратиться к другому, к школьному педагогу-психологу (контактные телефоны, как правило, размещены в дневниках учеников) или по тел. 77-02-60 к педагогу-психологу ГУО «Социально-педагогический центр Молодечненского района.

Говорить правду и сообщать о случаях запугивания и преследования – это акт смелости. Важная задача ребенка – понимать, что он может и должен об этом говорить, задача педагогов и родителей – научить детей, что разница между защитой жизни и достоинства своей или друга и доносом, «ябиднечеством», «шестерничеством» существует.

Валентина ХОМА