В подростковом возрасте она столкнулась с тяжелым испытанием – полной потерей зрения. В 12 лет ее мир превратился в темноту. Вместо того чтобы замкнуться в своих переживаниях, Ирина выбрала путь борьбы. Сегодня у нее есть любимое хобби, и она полна вдохновения.
Дверь уютной двухкомнатной квартиры открыла улыбчивая, приветливая женщина, и сразу стало понятно, что здесь живет человек, взысканный судьбой. Присев на краешек дивана, она смело рассказала нам историю своей жизни. Ирина Фрутская родилась в небольшой деревне Сморгонского района.
– В детстве я была здоровым ребенком. Как все дети, ходила в обычную школу. Учеба давалась мне легко, мечтала стать врачом или учителем, – начала рассказ моя собеседница.
Однако детским мечтам не суждено было сбыться: девочке-подростку пришлось столкнуться с тяжелыми испытаниями.
– Я окончила пятый класс, впереди жаркая пора – летние каникулы. Но солнечные дни перестали меня радовать, постоянные головные боли не давали покоя. Мама отвела меня на прием к врачу, мне назначили анализы, затем лечение, но состояние не улучшалось. Один врач посмотрел, потом другой, а динамика лечения отрицательная: с каждым днем мне становилось хуже.
Медики на начальной стадии симптомов не придавали значения, а потом болезнь «разгулялась». И врачи, как это обычно бывает, направили меня в областную больницу. Началась бесконечная череда медицинских обследований, но болезнь только прогрессировала – стало ухудшаться зрение. Доктора поставили диагноз, назначили интенсивное лечение, но драгоценное время было упущено, и заболевание дало осложнение – полную потерю зрения. В 12 лет моя жизнь погрузилась в кромешную темноту, – вспоминает Ирина Семеновна.
Слепота – это не конец света, а всего лишь новая глава в книге жизни Ирины. Как жить, когда ты ничего не видишь и вокруг пустота? Шаг за шагом к новой реальности…
– Со временем я поняла, что наша жизнь – это труд, и без него я не смогу преодолеть себя и добиться каких-то результатов. Мне пришлось учиться жить заново, в другом мире и с другими возможностями. Постепенно возникло понимание этого мира. Из обычной школы пришлось уйти. Среднее образование получила заочно в Гродненской школе-интернате для детей с нарушениями зрения. После ее окончания поняла, что нужно как-то устраивать личную жизнь. Узнала, что в Молодечно есть предприятие «Энва» общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению». Незрячему человеку тяжело найти работу, но у меня появилась возможность, и я ею воспользовалась. После испытательного срока меня взяли на предприятие, выделили общежитие. Началась моя трудовая карьера и самостоятельная жизнь. На заводе познакомилась с тренером по легкой атлетике и серьезно занялась спортом. Участвовала в соревнованиях различного уровня. Благодаря своему тренеру я поняла, что потеря зрения – это не причина отказаться от чего-либо, можно жить полноценной жизнью, добиваться результатов и быть полезной обществу. Так, благодаря работе и спорту я адаптировалась к новой жизни, – рассказывает собеседница.
Сидеть дома у Ирины не получалось, она постоянно находила себе занятие. На предприятии познакомилась с будущим мужем, возникла дружба, которая переросла в любовь.
– После свадьбы стали жить вместе, потом родился замечательный сынок, – с улыбкой вспоминает собеседница.
Она никогда не видела своего ребенка, но любит его всем сердцем. Для незрячего человека это целое испытание.
– Обычно говорят, что за ребенком нужен глаз да глаз. Мне повезло с сыном: мальчик рано повзрослел и стал моими глазами. С сыном мы проводили много времени, любили гулять по городу. Я очень хорошо чувствовала ребенка, поэтому, невзирая на слепоту, мне было несложно справляться с малышом. Сын подрастал, я переживала, что из-за меня он мало общается со сверстниками. Постоянно думала, как он будет устраивать свою личную жизнь, – продолжает рассказ Ирина.
Неслепая любовь незрячей матери сделала ребенка более чутким и справедливым по отношению к другим людям. Любовь творит чудеса. И никакое нарушение зрения не смогло помешать Ирине родить, вырастить и воспитать замечательного человека. Сейчас у сына своя семья.
– Теперь я живу одна, муж недавно умер. Дома я знаю, где и что лежит, у каждой вещи есть свое место. Сама готовлю еду, сама убираю в квартире, – говорит собеседница.
Ирина Семеновна удивила своим увлечением: она плетет из крохотного бисера чудесные цветы, ветви, деревья.
– Бисероплетением увлекаюсь уже десять лет. Подруга предложила заняться им, и мне понравилось. Конечно, сначала было тяжело, сочетание цветов трудно подобрать. В моем арсенале много разных баночек, в которые я раскладываю бисер. Сам процесс составления мне трудно объяснить – это нужно чувствовать, – рассказывает Ирина.
Первая работа моей собеседницы – березка. Когда сделала ее, то поняла, что бисероплетение – это то, что ей действительно нравится.
– Конечно, я не вижу свои шедевры, – с улыбкой говорит женщина. – Могу только кончиками пальцев ощущать результат своего труда. На каждую поделку уходит несколько дней. Всё зависит от сложности работы.
Есть у моей собеседницы мечта – хоть на несколько минут обрести зрение, чтобы посмотреть на своих внуков, взрослого сына, которого она никогда не видела.
– Каждые выходные я хожу в костел и благодарю Бога за то, что меня окружают добрые люди и у меня такая хорошая, дружная семья, – сказала на прощание Ирина Семеновна.
Текст и фото: Олег ПАЦЕВИЧ