– Еще когда был подростком, мне на даче попалась старая стереомагнитола «Арго 004». Начал ее «крутить-вертеть», нажимать на кнопки, и мне понравилось, что техника издает звук, – рассказывает Михаил.
Вскоре родственники, заметив интерес Михаила к аппаратуре, отдали ему радиоприемник «Detefon» польского производства, выпущенный в начале 1930-х. Этот экземпляр у него до сих пор самый.
– Я давно отношусь к своей коллекции с точки зрения не количества предметов, а их качества, – продолжает собеседник. – Собираю то, что мне интересно по дизайну, инженерному решению. Нравится аудиотехника немецкой фирмы «BASF», которую отличают минимализм и при этом дизайнерская утонченность.
В коллекции немало техники советского производства, в том числе белорусского, это, прежде всего, магнитофоны-кассетники.
Михаил покупает аппаратуру, обменивается ею с такими же увлеченными людьми. Кто-то, узнав о его хобби, отдает бесплатно. Он реставрирует и ремонтирует магнитофоны, магнитолы, радиоприемники.
– Восстановление техники – процесс индивидуальный, – замечает Михаил. – Порой достаточно легкого ремонта, а иной раз затягивается на долгие месяцы и не всегда завершается удачно. Запчасти приходится искать у знакомых коллекционеров, радиолюбителей и по объявлениям. Кстати, в Беларуси немало тех, кто собирает винтажную аудиотехнику.
Большая часть аппаратуры у Михаила в рабочем состоянии.
– Но даже отремонтированную технику поддерживать в рабочем состоянии задача непростая, поскольку ею, как, к примеру, и автомобилем, нужно постоянно пользоваться, – объясняет коллекционер. – Иначе механизмы «трухлеют». Но не могу же я включить всю свою аппаратуру стразу! Кроме нее, собираю кассеты, виниловые пластинки. Такое «хозяйство» для хранения довольно хлопотное: размещаю его в квартире и гараже. Конечно, учитываю, что техника боится перепадов температуры и влажности.
Михаил любит слушать музыку на своих магнитолах, виниловых проигрывателях.
– Мне нравятся и военные марши, и классика ХІХ столетия, и хиты 1980-х годов, – говорит он. – Поскольку я по образованию историк, то осознаю то, что слушаю, и понимаю исторический контекст музыки. Также занимаюсь реконструкцией французской армии наполеоновской эпохи. Для меня то время, словно роман, написанный гениальным писателем. Столько тогда было перипетий, харизматичных личностей, ярких событий, баталий!.. Даже готовлю тематическую лекцию, посвященную этой эпохе.
Михаил выступит с нею в СШ №5, где преподает историю. Здесь же он организует выставки предметов из своей коллекции аппаратуры. Уже демонстрировал их и на историческом факультете Белгосуниверситета, который окончил.
– Организация выставок требует определенной ответственности, времени и, главное, мотивации, – говорит педагог. – Школьники с интересом рассматривают аппаратуру, задают вопросы. Однажды мальчишка, глядя на большую магнитолу, спросил: «Что это за холодильник?» Современные дети не понимают, как на такой технике можно слушать музыку…
Ирина РАБУШКО
Фото: Алексей ПЛОТКО