Новости Молодечно и Молодечненского района

«Маршрут красоты»

  • 2021-11-17 09:26:23
  • Ірына Рабушка

«Раз иду – значит, могу!»

Молодечненка стажируется в ОАО «Миноблавтотранс» филиал «Автобусный парк №4» и совсем скоро самостоятельно отправится по городским маршрутам.

Виктории 38 лет, и она не скрывает своего возраста. Обычно люди в эти цифры просто не верят, потому что яркая стройная брюнетка выглядит моложе. В прошлом она медицинская сестра, пять лет отработала в сфере медицины. Потом стала помогать мужу вести собственное дело по грузовым и пассажирским перевозкам.

— Два года я вынашивала идею выучиться на водителя пассажирского автобуса и, наконец, решилась, — улыбается Вика. – В семье меня поддержали, особенно обрадовался папа, который проработал водителем автобуса в этом же автопарке почти 20 лет до выхода на пенсию. В свое время сам предлагал меня стажировать. Только старшая дочь, которой 18 лет, недоумевая, отреагировала: «Мам, ты что?! Что за профессия?! Ты сможешь?». А я ей в ответ: «Раз иду – значит, могу!». Всегда стараюсь добиваться того, чего хочу.

«Уроки» за пультом автобуса

Даже старожилы автопарка не припомнят, чтобы ранее водителем пассажирского автобуса здесь работала представительница прекрасного пола.

Стажировка длится 112 часов (примерно две с половиной недели). Предусмотрены только практические занятия по вождению. Всё это время ученик выходит на маршрут с опытным водителем. У Виктории два инструктора: Бенон Шемет-Полочанский уже обучил её управлять МАЗом-203, теперь продолжаются «уроки» с Сергеем Смоликом на МАЗе-103. Именно такие марки автобусов есть в автопарке. Каждый водитель должен быть универсалом и уметь ими управлять.

Как и положено, каждая рабочая смена начинается с прихода к диспетчеру, у которого нужно взять путевку на маршрут, потом — осмотр в медпункте автопарка и оформление документов у механика на допуск автобуса на линию, на которой в среднем приходится быть 8-10 часов.

Вам бы в модели…

Вообще, за рулем Виктория 12 лет. Она говорит, что уверенно чувствует себя в любом авто, в перспективе мечтает освоить спортивные гонки, а также попробовать себя в качестве водителя-дальнобойщика. Вика не скрывает того, что очень волновалась, когда вместе с инструктором впервые выехала на городской маршрут.

— Еще больше переживал мой инструктор Бенон Шемет-Полочанский, который, кстати, проработал водителем более 40 лет, — с улыбкой продолжает собеседница. – Накануне первого занятия даже уснуть не мог и пил валерьянку (сам мне рассказывал). Но в итоге был в полном восторге. Ведь он мне просто показал клавиши на пульте управления, руль, ручник, а еще как включать свет – а я села и поехала.

У Сергея Смолика 9-летний стаж работы, Виктория — его вторая ученица. Он считает, что нет никакой разницы в обучении парня или девушки.

— Я никаких вопросов не задаю, потому что всё понятно! – чеканит Виктория. – Но для себя отмечаю, что мне управлять МАЗом-103 сложнее – в этой модели тугой гидроусилитель. 203-й — проще, здесь всё более «плавно», даже не нужно до конца выкручивать руль, чтобы выехать на свою полосу. Маршруты осваиваю быстро – я же давно вожу автомобиль, отлично знаю, где какую ямку объехать. Мои ожидания совпали с реальностью, поскольку понимала, что автобус — это не скорость, а размеренное
движение и повышенное внимание к безопасности на дороге и перевозке людей. Водители мне рассказывали, что еще лет десять назад в старых автобусах пассажиров могло зажать дверями, хорошо, что это давно в прошлом.

— Виктория действительно за рулем уверенна, разве что оттачиваем с ней маневренность, — присоединяется к беседе Сергей Смолик. – От движения не отвлекается. Другие водители тоже спокойно реагируют, когда видят, что автобусом управляет барышня. Чего не скажешь про пассажиров и даже просто прохожих!

— Мужчины чаще всего в знак приветствия машут мне рукой и жестами показывают, что это круто, — смеется Вика. – Женщины смотрят с настороженностью, молодежь – с интересом. В целом очень часто ловлю на себе одобрительные взгляды и улыбки. А еще нередко говорят, что мне впору идти в модели.

Женщина должна быть в ярком образе всегда

За всё время стажировки Виктория не получила ни одного замечания от инструкторов. Как сама шутит, если бы был предусмотрен дневник успеваемости, то там были бы одни «десятки».

На вопрос, что же самое сложное для нее в работе водителя, отвечает так:

— Конечно, прийти на работу в первую смену к пяти утра, назначив «ответственного» в семье за младшую дочь-первоклашку, чтобы ее завели в школу. Для нее моя профессия самая обычная, хотя уже начинает понимать, куда мама исчезает ранним утром и поздним вечером, если работаю во вторую смену до двенадцати ночи. Несмотря на то, что в автопарке предусмотрен подвоз работников, добираюсь на своей машине, чтобы хоть немного дольше поспать утром или быстрее вернуться домой вечером. В дни первой смены встаю в четыре утра, бывает, и раньше, чтобы успеть сделать макияж, прическу – люблю яркий образ и маникюр. Женщина должна быть красивой всегда!

Текст и фото: Ирина РАБУШКО.