На воинскую службу благословила мама
— Всю жизнь я благодарен своей маме Ядвиге Ивановне, простой, но очень мудрой сельской женщине, которая заставляла меня учиться, настояла, чтобы я окончил десять классов, — говорит Анатолий Васильевич. — От нашей деревни Вертники в Дзержинском районе до школы было десять километров. Мы, четверо учеников, зимой пробирались след в след – лучше физкультуры и не придумаешь… После седьмого класса я устроился в колхоз, но мама заставила вернуться в школу, очень хотела, чтобы её единственный сын получил образование. У меня хорошо шли математика, физика, учителя советовали идти на физмат в БГУ. Но мы с другом решили поступать в военное училище – это было очень престижно. Так я оказался в Даугавпилском авиационном радиотехническом училище войск ПВО. Получил довольно редкую специальность техника-фотограмметриста, который занимается обработкой материалов инструментальной воздушной разведки. Служить отправили далеко: в Архангельскую область. Оттуда вернулся уже женатым, но к сожалению, моя первая жена Екатерина Яковлевна рано ушла из жизни.Не для войны матери растят сыновей: 1939 год, маленький Толя с мамой Ядвигой Ивановной.
Потом была служба в бригаде связи в Таллине, в танковом полку в ГДР. В 1978 году Анатолий Карабанов прибыл на службу в воинскую часть в Молодечно.
«У меня всё хорошо…»
В 1981-1983 годах Анатолий Васильевич выполнял воинский долг в Афганистане. Жене, маме сказал, куда его направляют. В то время его сыну Андрею было 17 лет, дочери Нине – 11. Ждал из дома писем, писал сам: «У меня все хорошо…».
Разглядывая фото афганского периода, я обратила внимание, что на многих он, офицер, в такой же форме, как и рядовые. Оказывается, это была одна из мер безопасности, ведь офицеры были на особом прицеле у душманов.
Непросто было привыкнуть к резко континентальному климату, когда днем жара 50 градусов, а ночью холод.
— Но тяжелее было морально: ты понимаешь, что это война, что каждую минуту тебя может снять снайпер. Не раз слышал характерный шелест, поначалу не знал, откуда он. Оказывается, это снайпер стрелял с «бура» на большом удалении. Бог миловал, остался жив, — говорит мой собеседник.
Боевое крещение
Анатолий Васильевич принимал участие в боевых операциях, получил контузию, за мужество и героизм награжден орденом Красной Звезды. Он вспоминает, как во время одной из своих первых боевых операций заметил душмана с синей повязкой на голове, начал преследовать его по узким улочкам кишлака. А синяя повязка то появится, то опять исчезнет…
— Только потом понял, что бандит меня заманивал. К счастью, подоспели на помощь два наших бойца, вместе выбрались из лабиринта улиц, — вспоминает майор.Анатолий Карабанов (крайний слева) вместе с военнослужащими правительственных войск Афганистана и местным мальчиком.
Разорванная книга, прерванная жизнь
Он вспоминает замполита полка подполковника Вячеслава Барынина, с которым был в дружеских отношениях:
— Отправляясь с десантом на боевое задание в горы, Вячеслав попросил у меня что-нибудь почитать, пока будет сидеть в засаде.
На всю жизнь запомнил: дал ему половину разорванной книги «Анжелика и король». Кто же знал, что и его жизнь прервётся… И вот ведь судьба: первая и вторая пара «вертушек» (так называли вертолеты) высадились, а третья не смогла: в горах темнота наступает мгновенно. Те, что были в третьей паре, остались в живых. В полночь связь с десантом была, в час ночи прекратилась. Когда в четыре утра наши бойцы высадились туда на вертолете, увидели страшное зрелище. Как рассказали выжившие, превосходивший в силе отряд моджахедов напал на наш десант под покровом ночи. Бандиты убили всех офицеров, некоторым перерезали горло… Среди солдат тоже были убитые, раненые. Везде кровь, валялись головные уборы бандитов чалмы. Такие воспоминания очень тяжелые, отдаются болью в сердце.
Был знаком с будущим Героем Советского Союза
Анатолий Васильевич с большим уважением рассказывает о многих сослуживцах, офицерах и рядовых, которые были примером для других, жертвовали своей жизнью ради спасения товарищей. Среди них был лейтенант командир взвода Наби Акрамов, таджик по национальности:
— Я был свидетелем, как Наби Акрамов спас нашу колонну, которую моджахеды начали обстреливать из-за реки, подорвав первую машину. Нашим некуда было деваться, могло быть много жертв. Акрамов двигался в хвосте колонны и мгновенно среагировал: развернул две БМП, которые зашли с тыла противника и обезвредили его. За этот подвиг он был представлен к ордену Красной Звезды. А в 1982 году за личное мужество и умелую тактику боя, в ходе которого было уничтожено 36 моджахедов во главе с главнокомандующим Исламским фронтом Хандаром, Наби Акрамов был удостоен звания Героя Советского Союза.В одном из афганских селений.
Мир – самая большая ценность
После возвращения из Афганистана Анатолий Карабанов продолжил службу в воинской части нашего города. В 1988 году он вышел в отставку. Примечательно, что его сын Андрей тоже выбрал военную стезю, окончил Минское высшее военное училище, в звании подполковника вышел в отставку, живет в Краснодарском крае.
Несмотря на возраст, Анатолий Васильевич старается поддерживать себя в форме, военная выправка чувствуется в нём и сегодня. С женой Валентиной Николаевной трудятся на участке возле дома, с радостью встречают детей, внуков, правнуков.
Он всегда рад встречам с ветеранами нашей воинской части. Вместе они принимают участие в городских патриотических мероприятиях, ездят на экскурсии, выступают перед молодежью.По праздникам воин-интернационалист надевает парадный мундир.
Мой собеседник принес в редакцию книгу военного корреспондента Григория Солонца «Афганский пленник» с автографом автора ему, боевому побратиму.
— Хоть в ней рассказывается не о нашей дивизии, но о многих операциях, эпизодах, описанных в ней, я знаю. Хорошо, что выходят такие книги, основанные на реальных событиях. Как человек, которому довелось воевать, я никогда не устану повторять, как важно всем нам беречь мир, объединить свои усилия. Это самое дорогое, что у нас есть, — убежден Анатолий Васильевич, воин-интернационалист, к которому и через сорок лет Афган приходит в тяжелых снах…
Анжелика КРУПЕНЬКОВА.
Фото: Алексей ПЛОТКО, личный архив Анатолия КАРАБАНОВА.