— Самые частые преступления, которые у нас наказываются лишением свободы, — это кражи. Причем по всем пунктам статьи 205 Уголовного кодекса Республики Беларусь – и повторно, и группой лиц, и с проникновением в жилище, в крупном и особо крупном размере. На втором месте — уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы. В таком случае другой альтернативы, кроме лишения свободы, не предусмотрено. Что касается мужчин, которые не платят алименты, то иногда и у них доходит до тюрьмы. Когда они привлекаются к ответственности уже в пятый или шестой раз. К сожалению, есть и такие отцы. Если говорить о том, почему количество осужденных к лишению свободы выросло, то причина кроется в участившихся случаях хулиганства среди молодежи. Напомню, что общая уголовная ответственность наступает в 16 лет. Правда, есть виды преступлений, которые носят серьезный, «не детский» характер, и за них уголовная ответственность наступает в 14. Убийство, причинение смерти по неосторожности, умышленное причинение тяжкого телесного повреждения или менее тяжкого телесного повреждения, изнасилование, кража, грабеж, разбой, незаконный оборот наркотиков… Это далеко не весь список, на самом деле он очень обширный. Ознакомиться с ним полностью можно в статье 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Тот, кому еще не исполнилось 18-ти, лишение свободы отбывает в воспитательных колониях.
— Расскажите о типах учреждений, которые занимаются исправлением преступников.
— Лишение свободы отбывается в колониях общего (если человек впервые осужден), усиленного (за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные впервые), строгого режима (если преступник допускает рецидив преступлений и ранее уже отбывал лишение свободы). Для особо опасных рецидивистов предусмотрен особый режим. Когда преступление совершено по неосторожности (например, ДТП, повлекшее смертельный исход пострадавших), то лишение свободы назначается в колонии поселения. Конечно, это не тюрьма, но можно упомянуть и ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа (как раньше называли – «спецкомендатура», «химия») — общежитие закрытого типа, где люди постоянно находятся под наблюдением и контролем. Бывает ограничение свободы без направления, которое отбывается по месту жительства (домашняя «химия»), под наблюдением уголовно-исполнительной инспекции.
— Почему некоторые граждане, порой даже из благополучных семей, становятся рецидивистами?
— Все начинается с детства. Если родители не уделяют должного внимания воспитанию ребенка, уже в школе у него начинаются проблемы. В 15-16 лет совершаются первые мелкие кражи. Со временем «послужной список» растет, дополняется. У нас есть человек, который к 60 годам имеет 40 судимостей. Есть и более молодые мужчины, у которых к 40-45-ти по 15-20 судимостей и они не хотят останавливаться. Тех, кто возвращается в тюрьму много раз и в короткие сроки, достаточно большое количество. В 80 процентах случаев люди стремятся обратно. Рецидивисты говорят, что им тяжело на свободе. После нескольких лет они выходят и видят, как изменилось общество, появились другие условия жизни. Надо подстраиваться, а желания нет.
— Как часто и за какие преступления в места лишения свободы направляют женщин?
— Им наказание в виде лишения свободы назначается очень редко. В последнее время женщины привлекаются к уголовной ответственности в основном за уклонение от уплаты расходов на содержание детей (имеются ввиду обязанные лица). Еще у нас было несколько дел за мошенничество в особо крупном размере, по которым проходили представительницы прекрасного пола. Вот за кражи женщины почти не привлекаются. Конечно, они иногда совершают убийства, могут нанести телесные повреждения. Женщины обычно отбывают свои сроки в исправительной колонии общего режима. Усиленный режим им не назначается вообще. Строгий — только в исключительных случаях, при особо опасном рецидиве.
— По каким статьям Уголовного кодекса в последнее время ужесточились наказания, увеличились сроки лишения свободы?
— По статье 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов». В 2015 году был настоящий «бум» по привлечению молодежи в возрасте от 18 до 23 лет за изготовление и продажу спайсов. Тогда в эту статью были внесены изменения. Добавлено наказание в виде лишения свободы сроком от 10 до 20 лет (когда действовала организованная группа либо наркотические средства изготавливались или перерабатывались с использованием лабораторной посуды, оборудования). И наказание в виде лишения свободы сроком от 12 до 25 лет (за действия, связанные с оборотом наркотиков, которые повлекли по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств).
— Кто выносит решение о пожизненном заключении или смертной казни?
— Суды областного уровня. Районные не уполномочены рассматривать подобные дела. Такие наказания назначаются, например, за убийство с отягчающими обстоятельствами. Всего таких обстоятельств 17. Среди них совершение преступления в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии, заведомо беременной женщины, сопряженное с похищением человека или захватом заложников, совершенное с особой жестокостью, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, с целью получения трансплантата или использования частей трупа, по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни... Все обстоятельства перечислены в статье 64 Уголовного кодекса Республики Беларусь и дают возможность вынести наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни.
Вместо комментария. В 25 лет-- 7 судимостей
Что могут рассказать о себе люди, которые начинают «копить» судимости с молодого возраста? Что их к этому подталкивает? Ответ на эти вопросы удалось получить у парня по имени Кирилл. К 25 годам у него уже семь судимостей. Про все он рассказывать не захотел. В самом начале разговора назвал себя ответственным человеком, которому просто немного не везло:
«Первый раз я «попался» в 19 лет. За угон машин, к тому времени их было угнано 12. Делал это в нетрезвом состоянии. В итоге «поехал» на три года и месяц в Новополоцк исправляться. Потом вернулся в Молодечно, нашел работу. Через пять месяцев снова выпил — угнал скутер. Потом фуру. Под следствием пробыл несколько месяцев. Затем отправился на «химию», в спецкомендатуру. Там вроде ничего не нарушал, отбывал как положено. Даже работал водителем. Но пустился в бега. Знал, что это плохо, но по большому счету было плевать на последствия. Пил, отдыхал. Сам вернулся обратно, мне «влепили» наказание. Потом снова все было хорошо, пока опять не сбежал. Назад потянуло, домой. Добирался на попутках. Приехал в Молодечно, позвонили друзья, позвали на заработки в Москву. Купил билет до Полоцка, но на вокзале меня задержала милиция. Так на два года попал на «зону». С прошлого года я на свободе, стараюсь никуда больше не влезать. Вот сейчас дал одному по лицу, заплатил штраф. Но это ерунда, административное наказание. Я не могу объяснить свое поведение тогда. Все по дурости. В тюрьму больше не хочу. Там морально тяжело. Каждый живет ради своей выгоды, все хотят надурить, обобрать... Ничего хорошего в этом опыте нет».