Зигзаги судьбы
По специальности Елена товаровед непродовольственных товаров. Она с улыбкой вспоминает, что поступала в институт народного хозяйства имени Куйбышева, а закончила Белорусский государственный экономический университет.
Проработав достаточно долго на объектах торговли, девушка поступила на службу в Молодечненский межрайонный отдел ГКСЭ, где и работает вот уже три года. По ее словам, она была в числе первых судебных экспертов по проведению товароведческой экспертизы, до 2020 года такой должности не было. До сих пор удивляется, что судьба свела со службой.
– Начинали мы с Лизой Кутас, но она уехала в родной Витебск, – говорит эксперт. – Сейчас мне доверяют даже обучение стажеров.
Эмоции потерпевших не влияют на оценку ущерба
Елена рассказывает, что работать за эти годы стало проще, разработана определенная система:
– Многие потерпевшие думают, что могут сами оценить ущерб. Разочарую их, эту сумму рассчитывают специалисты.
По словам эксперта, учитывается многое, от страны-производителя до степени износа. Изучается стоимость нового изделия и его состояние на момент оценки.
– Сложно было в хаосе 90-х, когда непонятно было что, откуда и по чем везли. Сейчас для оценки товара существуют определенные алгоритмы.
С потерпевшими Елена не контактирует, поэтому эмоционально давить на жалость не получится, оценка проводится независимо:
– Сотрудники милиции предоставляют необходимые сведения, если каких-то будет недостаточно, запрашиваем дополнительно.
Топ-5 краж в районе
В основном работа проводится за компьютером. Из инструментов только фотоаппарат, рулетка и линейка.
Среди предметов, которые довелось изучить, в основном мобильные телефоны, велосипеды, парогенераторы, садовая техника, одежда. Это топ-5, по мнению специалиста.
– Были и рога оленя, – смеется Елена, – а вот бриллианты не крадут.
Оценка драгметаллов тоже входит в обязанности эксперта, но если они содержат драгоценные камни, работать будет узкий специалист из областного ведомства, то же и с похищенными автомобилями.
Береги свое и не бери чужое
Из самых загадочных хищений запомнился самодельный металлический стол весом 90 кг, который украл и отвез на вторчермет сосед потерпевшего. Как он тащил такую махину, осталось для Елены загадкой.
– Не могу понять наивности жуликов, которые воруют мобильные телефоны. Это самый простой способ заработать уголовное дело, ведь их стоимость значительно превышает 2 базовые величины, а найти мобильник при помощи современных технологий достаточно просто, – удивляется эксперт.
Елена убеждена, что большинство хищений, с которыми она сталкивалась, совершены из-за халатности хозяев.
– Мобильники забывают на скамейке, садовые инструменты воруют из незапертых помещений. Казалось бы, что может быть проще: закройте гараж и сарай на замок, будьте внимательны к своему имуществу, – говорит эксперт.
Исконная надежда на «авось» по-прежнему становится причиной легкой наживы злоумышленников.
– Обязательно напишите, что моя мама Тамара Петровна тоже была товароведом, и благодаря ей я многому научилась, – обращает внимание журналиста Елена.
С удовольствием выполняем ее просьбу.
Валентина ДОВБЕНКО