Новости Молодечно и Молодечненского района

Афганская магистраль в Хайратон

  • 2024-10-21 08:52:56
  • Олег ПАЦЕВИЧ

Продолжаем знакомить читателей с интересными людьми нашего города и района. Герой этой публикации – молодечненец Михаил ДЫДЫШКО. Решил рассказать об этом удивительном человеке, который более 40 лет отдал железной дороге, построил дом, вместе с женой вырастили двоих замечательных детей и продолжает быть преданным выбранной профессии. Одно из самых важных воспоминаний в его биографии связано с пребыванием в Афганистане.

Михаил Александрович родом из небольшой деревни Липск Ляховичского района Брестской области.

– У меня были замечательные родители, – начинает свой рассказ мой собеседник. – Вырастили пятерых детей, я в семье четвертый. Отец – ветеран Великой Отечественной войны, всю жизнь проработал в лесном хозяйстве. Мама трудилась в колхозе.

– В вашей семье не было железнодорожников. Почему вы решили связать свою жизнь с этой профессией?

– В мое время многие выбирали свой трудовой путь по примеру старших товарищей. Мой брат был студентом Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта. По рассказам, ему нравилось там учиться, и он очень этим гордился. Я имел смутное представление о железной дороге, но решил попробовать свои силы и после школы поступил в железнодорожное училище в Бресте. После первого курса меня призвали в армию. Демобилизовавшись, продолжил обучение. Годы учебы пролетели незаметно. И вот я, молодой специалист с хорошим дипломом, по распределению прибыл на свое первое рабочее место в Молодечненскую дистанцию пути на должность электромонтера. В 1983 году окончил заочное отделение Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта по специальности: «автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». Начался мой трудовой путь как квалифицированного специалиста.

– Ваш жизненный поезд всегда идет вперед, меняются только пункты назначения. Почему в 1985 году ваш эшелон свернул на Хайратон?

– В конце января 1985-го на имя начальника Молодечненской дистанции сигнализации и связи пришло указание из Министерства путей сообщения СССР: командировать меня в Демократическую Республику Афганистан в качестве инженера-связиста. Начался процесс подготовки: характеристики-рекомендации, решение парторганов, бесконечные поездки в министерства. На одном собеседовании женщина отвела меня в сторону и объяснила, что в Афганистане ведутся боевые действия и работать в этой стране опасно, даже для гражданского персонала. Но я настоял на своем: только Афган, – делится своими воспоминаниями Михаил.

– Я так понимаю, что у вас была возможность отказаться от этой командировки, но вы не стали. Как к вашему решению отнеслась жена, ведь у вас было двое маленьких детей?

– С женой я особо не советовался, просто поставил перед фактом, – с улыбкой ответил собеседник. – Она понимала, что своего решения я не изменю и спорить бесполезно. Мой отец воевал и с победой дошел до Берлина. Теперь настал мой черед отдать интернациональный долг. В те годы партийное доверие стоило очень дорого, мы жили другими идеями, чем нынешняя молодежь.

– В 1986 году в Афганистане начались самые ожесточенные бои. Вы знали, что происходит «за речкой» на самом деле?

– Не подробно, но знал. На тот момент больше всего я боялся не оправдать доверие руководителей. Меня тревожила только одна мысль: что я могу не справиться с поставленными задачами и придется возвращаться с позором в Союз.

– Как вас встретила афганская земля и каковы были первые шаги по ней?

– 23 сентября 1985 года я прибыл в пограничный город Узбекистана Термез. Меня подвезли к пограничному переходу и на БТР переправили в Афганистан. Палящее солнце, горы и чистое поле – сразу вспомнился фильм «Белое солнце пустыни». А я, как товарищ Сухов, шагаю по раскаленным песчаным барханам. Сложно было адаптироваться к афганскому климату, но со временем привык. Меня поразили условия жизни – это как попасть в Средневековье. Люди в основном жили в мазанках – глиняных постройках. В Хайратоне меня встретили работники АО «Астрас», поселили в небольшом домике. Наш городок был обнесен колючей проволокой и сеткой. Охрану периметра организовывали сами, за каждым сотрудником были закреплены боевое оружие, боеприпасы.

– Что входило в ваши служебные обязанности?

– Обеспечение радиорелейной связи с Кабулом, обслуживание оперативно-технологической и местной связи. Во всей этой технике нужно было разобраться и в случае неисправности оперативно устранить неполадку. В Молодечно было проще, я мог посоветоваться с коллегами, понятно, что в Афгане у меня такой возможности не было. Иногда приходилось ночами сидеть за книгами, изучать материальную часть аппаратуры, разбираться в неисправностях. Хорошо, что из Союза привез с собой много нужной литературы. В подчинении у меня было пятеро афганских специалистов.

– Как у вас складывались отношения с афганскими коллегами?

– Можно сказать, дружески. Они с уважением и благодарностью относились к советским специалистам. Называли меня «товарищ Миша», но если возникали спорные моменты, говорили: «Товарищ Миша «душман», – с улыбкой вспоминает собеседник. – Прошло уже много лет, но я их всех помню по именам. Правда, как сложилась их дальнейшая судьба, мне неизвестно.

– За время командировки были вооруженные столкновения с «душманами»?

– В Афганистане я пробыл два с половиной года, хотя командировали меня на два. К концу времени моего пребывания не могли найти специалиста, который меня заменит, поэтому командировка затянулась. К счастью, пока я находился в Афгане, боевых столкновений не было, иногда рядом пролетали шальные пули, были слышны взрывы, но я быстро привык к такой обстановке и через пару недель уже не обращал на подобные вещи никакого внимания. Хотя был случай, когда мы, по своей глупости, чуть не попали в серьезную переделку. Как я уже говорил, наша база была расположена в Хайратоне, и мы периодически отвозили нужную документацию в соседний поселок. Самое безопасное время для передвижения по дороге было днем, пока наши военные контролировали трассу. После 16.00 начинало темнеть, некоторые участки дороги под свой контроль брали «душманы». В одну из таких поездок нам пришлось задержаться. Домой возвращались в сумерках. По дороге встречали вооруженных людей, которые с удивлением и недоумением рассматривали нашу машину, но, слава Богу, мы без потерь вернулись в лагерь.

– Шальные пули, взрывы и большая вероятность вооруженного столкновения. Если честно, вам было страшно?

– Меня не пугали шальные пули. Больше всего меня беспокоило то, что могу не справиться с поставленными задачами и не оправдаю доверие. На мне была очень большая ответственность. Но всё получилось, и через 2,5 года я вернулся в родную Молодечненскую дистанцию пути, где и продолжаю заниматься любимым делом.

– Не жалеете ли вы, что посвятили свою жизнь железной дороге?

– Я не могу представить свою жизнь без магистрали. Профессия железнодорожника – это призвание, которое я выбрал осознанно, по примеру старшего брата. И за все эти годы ни разу не пожалел об этом выборе. У железнодорожников много общего. Мы знаем: если пришел в эту профессию, то полюбишь железную магистраль всей душой, куда бы она ни поворачивала. Железнодорожное братство – это союз очень прочный, и его нельзя разрушить.

В следующем году Михаил Александрович отметит свое 70-летие, из которых более четырех десятилетий трудовой жизни посвятил железной дороге. Руководство Молодечненской дистанции пути характеризует его как ответственного работника, который всегда качественно выполняет порученные ему задания, является примером для молодых специалистов. За годы работы неоднократно награждался почетными грамотами и благодарностями за достижение высоких показателей. 

Олег ПАЦЕВИЧ
Фото: архив Михаила ДЫДЫШКО