Одним из первых к главе области записался минчанин Виктор Михайлович. Как рассказал мужчина, в 2024 году предприятие «БелЮрЮбеспечение» выставило на аукцион здание СТО площадью 460 «квадратов», расположенное в Минском районе. Виктор Михайлович его приобрел, заплатив более 599 тысяч рублей. Дело оставалось за малым — зарегистрировать объект.

— Я обратился в райисполком, мне ответили категоричным отказом. Сослались на то, что сначала нужно решить вопрос с земельным участком, на котором и стоит здание техобслуживания, — говорит мужчина. — Ладно, надо решать, значит, надо. Написал заявление на имя председателя Минского райисполкома: попросил, чтобы мне как собственнику капитального строения предоставили земельный участок, на котором объект и находится. Опять отказ… Я уже прошел два суда, написал кучу обращений, а толку ноль — по факту являюсь владельцем здания, но бумаг никаких на руках не имею.

За день до приема граждан мы встретились с Виктором Михайловичем. Он показал нам тот самый объект, который приобрел год назад: двухэтажное здание СТО с боксами, расположенное напротив авторынка «Малиновка». По словам мужчины, он покупал его с тем, чтобы сдавать в аренду.
— Еще у отца здесь бизнес, свои ремонтные мастерские. Я поэтому и решил стать владельцем здания, чтобы в случае чего его не выставили на улицу. Но в итоге нажил себе проблем…

Здание, которое приобрел Виктор Михайлович, ранее принадлежало другой организации. Собственники этой компании взяли в банке кредит, но выплатить деньги не смогли — в итоге здание СТО выставили на аукцион как залоговое имущество. Виктор Михайлович его и купил.
— При этом было указано: здание находится на земле, которой имеет право постоянно пользоваться бывший собственник. Пусть так, но даже если у бывшего владельца такое право имеется, земля в принципе принадлежит государству, — пояснил заявитель. — Есть и такой нюанс: в нашей стране коммерческая недвижимость продается без земельного участка. Но раз я стал владельцем этой недвижимости — по закону могу обратиться в местный исполком с просьбой выделить землю для обслуживания здания. Мне говорят, что нельзя.

Это «нельзя» подкреплялось разными аргументами. Один из них — якобы есть несоответствие границ земельного участка. Но чтобы привести эти границы в порядок, Виктор Михайлович должен стать титульным собственником здания СТО. Замкнутый круг, не иначе.
— Рядом с моим зданием есть еще одно. Чтобы мне зарегистрировать мой объект, нужно разделить землю между двумя строениями. Но поручить «Белгипрозему» разработать проект отвода земельного участка может только райисполком. Он этого не делает. При этом я получаю ответы, что участок под двумя зданиями является неделимым.
В итоге Виктору Михайловичу посоветовали договориться с бывшим владельцем здания: а вдруг он добровольно отдаст кусок земли для обслуживания объекта, который теперь принадлежит заявителю?
— Конечно, бывший владелец на это не согласился. Я пошел в суд. Там выяснилось, что на земельном участке бывшему хозяину уже ничего не принадлежит: он произвел отчуждение всех изолированных и капитальных строений. Но ведь участок он получил именно для строительства и обслуживания здания. А раз не имеет больше этих зданий — значит, не имеет права и владеть землей. По закону я являюсь первым кандидатом в правообладатели участка. Пришел с соответствующим заявлением в райисполком, но мне снова отказали. И суд уже не помог: сказали, все вопросы решайте в райисполкоме. Получается, у меня на руках сейчас две бумаги. Одна из исполкома, где сказано, что идите в суд. Другая из суда, где написано «обращайтесь в райисполком».

Что есть на данный момент? Земля под пунктом техобслуживания, что приобрел Виктор Михайлович — по-прежнему принадлежит бывшему собственнику объекта. Он очень вовремя оформил на себя кабинет в соседнем здании.
— Я лишь прошу, чтобы мой объект зарегистрировали по-государственному. Уже год мучаюсь, трачу деньги на суды, но результата нет, — сокрушается Виктор Михайлович. — На данный момент вижу несколько вариантов решения проблемы. Первый: изъять землю у бывшего владельца моего объекта, разделить ее между двумя зданиями и выделить мой участок для обслуживания. Второй — под моим пунктом техобслуживания выделить землю по отмостке. Тогда я смогу зарегистрировать здание, стану титульным собственником. Потом подам в суд и получу сервитут на проезд.

Самое странное, что в здании, которое купил заявитель и которое не может зарегистрировать — до сих пор работает бывший собственник, имеет с этого прибыль. Виктор Михайлович ничего с этого не получает…
— Более того, бывший собственник еще собирается подать в суд на признание аукциона недействительным: судебное заседание назначено на май, — развел руками заявитель.
— А часть этого здания вы уже начали как-то использовать? — поинтересовался губернатор.
— Там 3 бокса СТО, семейный бизнес моего отца, — ответил Виктор Михайлович.

По словам начальника главного управления землеустройства Миноблисполкома Сергея Шимука, чтобы разрешить вопрос, по 32-му постановлению должно быть согласие землепользователя.
— Такого согласия нет. Тут нужно вносить изменение в законодательство, — отметил Сергей Шимук.

В свою очередь начальник главного управления юстиции Миноблисполкома Тамара Праскова подчеркнула: шансов, что аукцион признают недействительным, очень мало.
— После суда вернемся к этому вопросу, — заверила Тамара Праскова.
— Нужно время, чтобы разобраться в вашей проблеме и принять какое-то решение: но уже после суда. Вы внесли несколько предложений, каждое поработаем. — ответил Алексей Кушнаренко. — Попробуем найти то, которое вас устроит. Это дело я беру на личный контроль.