Новости Молодечно и Молодечненского района

Сельские портреты двух поколений

  • 2025-04-19 11:32:00
  • Олег ПАЦЕВИЧ

В рамках нашего проекта продолжаем рассказывать о благодатном молодечненском крае. Именно в сельской местности, где сосновые и еловые леса наполнены жизнью и всё вокруг красиво, начинаешь сердцем и наяву ощущать деревенскую жизнь людей: их печали, радости, мечты и желания. Здесь по двум берегам настоящего и прошлого текут ручейки человеческих судеб, сливаясь в одну историю. И каждое село имеет свое прошлое, настоящее и право на будущее.

Сегодня нашим остановочным пунктом стала деревня Ленковщина. Общение с местными жителями – это идеальная возможность для журналиста заглянуть за кулисы сельской жизни.

Годы польской оккупации 

Жизненный путь Анастасии Сергиевич – это история человека, прошедшего через войну и трудные послевоенные годы. Родилась она за шесть лет до начала Великой Отечественной. Тогда на территории Западной Белоруссии хозяйничали поляки.

– Я появилась на свет в 1935 году, – начинает свой рассказ Анастасия Павловна. – У нас была обычная крестьянская семья, родители работали на земле, денег хватало только на хлеб и пустую похлебку.

На страницах нашей газеты мы уже писали о том, какими условиями для жизни поляки обеспечили белорусов. А рассказ моей собеседницы в очередной раз подтверждает достоверность изложенной ранее информации.

– Практически все жили одинаково, – продолжает свой рассказ Анастасия Павловна. – Среди белорусов не было бедных и богатых, всем, чтобы хоть как-то прожить, приходилось работать на панской земле. В школах учили только на польском языке, но относились, как к недополякам, а взрослых использовали в качестве дешевой рабочей силы.

Рефрен европейской жизни

– С ранних лет ничего хорошего не видели. Дети подрастали и вынуждены были помогать родителям. Тяжело все жили. Никакого будущего у белорусов не было, – рассуждает Анастасия Павловна. – Об учебе никто не думал, окончил пару классов – и иди батрачить на пана. Люди жили в условиях крепостного права, молодежь подрастала, создавала семьи и повторяла судьбы своих родителей.

Беларусь не для поляков

– Конечно, людям обидно было, как их родную землю чужаки делят, – продолжает моя собеседница. – Если у белорусской семьи было 5-10 гектаров земли, что немного, когда она большая, то у «осадников» могло быть до 45 гектаров. Люди в деревнях были необразованные, но свое считать умели. В 1939-м власть поменялась, на смену полякам пришли советы. У панов начали забирать земли, раскулачивать, организовывать колхозы. Крестьянам стало жить легче, хотя трудились по-прежнему тяжело, но зато для себя и на своей законной земле. У людей появилась надежда на будущее. Тогда никто не знал, что через пару лет мы будем оплакивать каждого третьего белоруса. Большие испытания выпали на долю людей, но наши деды не пали духом, не стали перед врагом на колени.

Память жива

После войны прошел не один десяток лет, давно отгремели последние залпы сражений, сравнялись с землей и поросли травой солдатские окопы, из руин и пепелищ выросли новые села и города. Наша Беларусь становится всё краше и могущественнее. Только не стирается людская память. Вновь и вновь мы приходим на братские могилы героев, чтобы отдать безмерную дань благодарности тем, кто подарил нам мирное небо над головой.

– Когда началась война, мне было шесть лет, – с печалью в глазах говорит Анастасия Павловна. – Что может помнить ребенок? Кое-что отложилось, конечно, в детском сознании, некоторые моменты знаю из рассказов родителей, соседей. Когда закончилась война, все радовались победе, строили планы на жизнь и особо не хотели вспоминать, что происходило в годы немецко-фашистской оккупации. До войны поляки издевались, фашисты пришли и стали убивать, сжигать, калечить людей. Кому хочется вспоминать плохое?

Во время разговора на тему Великой Отечественной войны к нам присоединился председатель Марковского сельского исполнительного комитета Иван Мацевич.

Тот же лес, то же поле и та же гора – он один не вернулся из боя

– В трех километрах от Ленковщины расположен памятник на возвышенности, – рассказывает Иван Владиславович. – Он воздвигнут в честь партизанского отряда из восьми партизан, который базировался в Юровских лесах. Это место называют Соколиной горой в честь погибшего Сашки Суряги, которого в отряде все звали «Соколом».

К сожалению, ветеранов Великой Отечественной войны на территории сельсовета уже не осталось, с каждым годом всё меньше очевидцев тех трагических событий. Наша задача – помнить о тех, кто отдал свои жизни за свободу и независимость. Многие земляки не вернулись с войны. Пока мы помним о них, у нас есть будущее. Ухаживая за памятниками и воинскими захоронениями, расположенными на территории района, мы прославляем наших воинов.

После краткого экскурса в историю продолжаем разговор с Анастасией Павловной.

Жизнь после войны

– После освобождения Беларуси я жила в Сморгонском районе, работала в сельском хозяйстве, – рассказывает собеседница. – Вышла замуж, переехали с супругом в Ленковщину, пошли работать в колхоз. С мужем прожили долгую и счастливую жизнь. Построили дом, вырастили и воспитали троих детей.

Анастасия Павловна дожила до преклонного возраста. Прожить 90 лет – это вам не поле перейти. Но несмотря на возраст, она полна энергии. Первое, что бросается в глаза, – это чистота и порядок возле ее дома. Высаженные цветы, аккуратно вспаханный огородик и небольшое хозяйство характеризуют хозяйку.

Помощь, совет и забота о людях

Евгению Гулецкую в Марковском сельсовете знают все. О пожилых людях она заботится более 15 лет.



– Я родилась в городе. Когда мне исполнилось четыре года, мы с родителями переехали жить в Ленковщину, на родину моей мамы. Из деревни больше не выезжала, – рассказывает Евгения Юрьевна. – Родители были обычными людьми. Мама отработала 25 лет на ферме дояркой, папа трудился в колхозе. После окончания школы ездила на работу в город, но потом вернулась в родное сельское хозяйство. Несколько лет трудилась в коровнике, потом заведовала фермой. Последние 15 лет работаю социальным работником.

Подопечные ценят внимание и любят поговорить

У моей собеседницы на обслуживании четыре человека. Евгению Юрьевну встретил в Марковской врачебной амбулатории.

– Вот, рецепты на лекарства у врача выписывала для своих подопечных. Хорошо, что вы вызвались меня подвезти до Ленковщины, а то пришлось бы пешком под дождем около 15 километров идти, – поясняет социальный работник.

По дороге в деревню останавливаемся возле магазина.

– На пару минуточек забегу, – говорит попутчица. – Нужно продуктов купить. Хлеб, булочки, молоко, сладости – у меня тут целый список нехитрых пожеланий.

Затарившись продуктами, мы продолжили разговор в машине.

– Сегодня еще нужно разнести провиант своим старичкам, – поясняет собеседница. – Пока буду раскладывать продукты и готовить еду, в обязательном порядке нужно поговорить. Не хватает одиноким старикам внимания. Я люблю людей, возможно, это и привело меня в эту профессию. И старики ко мне тянутся.

Есть проблема? Староста подскажет!

Евгения Юрьевна более восьми лет является старостой деревни. Она ответственно относится не только к своим профессиональным обязанностям, но и к общественным.

– Люди обращаются ко мне с разными вопросами, – поясняет староста. – Наша деревня только кажется такой безлюдной. Проблем у сельских жителей хватает. Я ведь не только староста деревни, но еще и депутат сельского Совета депутатов по Трепаловскому избирательному округу. Поэтому приходится общаться с людьми, проводить с ними подкрепленные доводами разговоры.

Люди – это главное богатство деревни

Благодаря их труду, а главное, преданности малой родине деревня продолжает жить. Герои моей публикации, вся их жизнь – это истинный образец любви и уважения к традициям и истории предков.

Текст и фото: Олег ПАЦЕВИЧ