Так, 63-летней горожанке посредством мессенджера Viber поступил телефонный звонок от имени «сотрудника» одного из банков. Неизвестный убедил женщину якобы для безопасности и защиты персональных данных установить приложение AnyDesk. Кроме того, лжебанкир напугал молодечненку, что кто-то пытается от её имени оформить онлайн-кредит. Чтобы закрыть эту заявку, потерпевшей, по словам звонившего, следовало оставить на сайте банка новую заявку, но уже на другой займ. Как результат, женщине одобрили кредит на сумму 3 тысячи белорусских рублей. Но из банка женщину уведомили, что получить эти деньги она сможет после того, когда лично придёт в банк и подпишет договор. Это уведомление шло вразрез со словами «сотрудника банка», ранее общавшегося с ней в Viber, и заставило женщину усомниться в правдивости его слов. Также к этому времени ей стало известно о списании с её карт-счёта 1000 рублей после установки приложения, что ещё больше усилило подозрения. Поэтому вместо финансовой организации молодечненка отправилась в милицию. Когда мошенники заметили, что дело явно пошло не по плану, они удалённо «подчистили» следы – на телефоне у потерпевшей удалили переписку, контактный номер и даже очистили сохраненную историю в браузере. Нетрудно предположить, чем бы закончилась эта история при другом раскладе событий, но, как минимум, ущерб мог бы составить 4 000 рублей.
Порядка трёх тысяч рублей лишилась ещё одна жительница Молодечно. Мама в декретном отпуске поверила, что общается в мессенджере Viber с сотрудником кредитного учреждения, который убедительно настаивал защитить денежные средства на банковской карте от несанкционированного списания. По совету псевдоработника банка женщине нужно было скачать мобильное приложение удаленного доступа, что она и сделала. С помощью этой программы злоумышленники, воспользовавшись мобильным интернет-банкингом, списали со счёта доверчивой потерпевшей денежные средства.
По данным фактам следователями возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 212 УК Республики Беларусь.
Правоохранители обращаются к гражданам с просьбой не быть излишне доверчивыми! Попав в такую непростую ситуацию, понять, что Вы общаетесь с мошенником, не так сложно. Как правило, злоумышленники звонят своим потенциальным жертвам со скрытых или неизвестных номеров посредством мессенджеров, чрезмерно настойчивы и самоуверенны, убеждают в необходимости быстрого принятия решения, интересуются конфиденциальной информацией и персональными данными. Помните: сотрудники банка никогда не звонят своим клиентам с просьбой сообщить данные платёжной карты, коды, а также установить на телефон какие-либо приложения.
Если Вам внезапно поступил подобный звонок, главное – не паникуйте и просто положите трубку. После чего сами перезвоните в банковскую службу и убедитесь, что тревога напрасна.
Юлия Крук, официальный представитель Молодечненского РОВД