Интернет стал настолько привычным в нашей жизни, что иногда мы забываем, что не все, с кем общаемся онлайн, порядочные люди. Киберпреступления – один из самых распространенных методов обмана граждан. B лучший способ защиты от онлайн-мошенников – знать о рисках и уметь их избегать.
В Молодечненском РОВД с начала года зарегистрировано больше сотни преступлений, связанных с хищением денежных средств, из них 69 – мошенничество. Исходя из анализа совершенных преступлений, установлено, что у жителей города было похищено более 500000 рублей.
Наиболее распространенными схемами обмана на данный момент являются:
сообщение от якобы «руководителя» фирмы, который уведомляет работника о том, что с ним хотят поговорить сотрудники банка/налоговой/правоохранительных органов. Собеседник задает вам вопросы касаемо вашей работы, а в конце разговора просит сказать цифры, которые приходят на мобильный телефон. Итог один – потеря денежных средств с банковской карты;
покупка автомобилей, мобильных телефонов и прочих гаджетов. Вы связываетесь с продавцом, который просит у вас предоплату за товар. Даже самый популярный сайт или аккаунт с хвалебными отзывами не защищает от мошеннических действий. Такие истории, как правило, заканчиваются одним – вы перечисляете предоплату, а связь с продавцом теряете, не получив долгожданный товар;
мошенничества с пластиковыми картами. Вам приходит сообщение о том, что ваша банковская карта заблокирована, и предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Не торопитесь звонить по указанному телефону. Чтобы похитить ваши денежные средства, злоумышленникам нужен номер вашей карты и ПИН- код, для этого они могут сказать о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации. Как только вы их сообщите, деньги будут сняты с вашего счета;
вымогательство. «Интернет-друзья» не всегда являются теми людьми, за кого их принимают. Отправляя какие-либо фотографии или информацию, граждане часто сталкиваются с неприятной ситуацией: с них требуют деньги за «молчание»;
звонок от оператора сотовой связи. Суть проста: вам звонит якобы оператор сотовой связи и сообщает, что ваш договор с ними скоро заканчивается. Далее просит вас зайти на предоставленный сайт, внести персональную информацию и сообщить код, который придет на мобильный телефон. Так ваши денежные средства и переходят мошенникам, оставляя вас ни с чем.
Огородить себя от преступных посягательств можно только соблюдая простые правила:
никому и никогда не сообщайте подробную информацию о своей банковской карте. Пин-код, кодовое слово, CVV (или CVC2), код 3D-Secure и полученные от банка одноразовые пароли должен знать только владелец карточки;
если информация о карточке хранится в смартфоне или планшете, не следует читать сообщения, пришедшие с неизвестных номеров, и ни в коем случае не открывать ссылки в них;
при использовании известных вам сайтов обращайте внимание на их внешний вид: возможно, вы зашли на поддельную ссылку. Как правило, мошеннические ссылки имеют окончание «com»;
избегайте любых предоплат;
с осторожностью относитесь к письмам, в которых запрашиваются данные счетов;
помните, что сотрудники правоохранительных органов, налоговой службы или банка никогда не звонят через мессенджеры и уж тем более не просят вас сообщить коды из СМС. Будьте внимательны!
Алина КЛИМОВИЧ,
референт группы информационных и общественных связей Молодечненского РОВД