Согласно требованиям, установленным Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5) наниматели могут запрашивать характеристику на работника с предыдущих мест работы (ч. 3 ст. 26 Трудового кодекса, ч. 1 п. 11 Декрета № 5), а наниматели государственных органов (иные государственные организации, а также организации с долей госсобственности более 50%) при трудоустройстве нового работника обязаны запрашивать на него характеристику (ч. 2 п. 11 Декрета № 5).
Характеристика – это официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию (примечание к ч. 2 п. 9 Декрета № 5).
Так, наниматели при приеме на работу в госорганы и госорганизации обязаны запрашивать:
характеристику работника с предыдущего места работы;
характеристику из госорганизации, в которой работал работник в течение предшествующих 5 лет. При этом, если за данный период работник поработал в нескольких госорганизациях, характеристика запрашивается из последней.
Пример:
Гражданин в 2025 году устраивается на работу в госорганизацию. С 2019 года до 2021 года он работал в госорганизации "А", затем с 2021 г. по 2023 г. - в госорганизации "Б", с 2023 г. по 2024 г. - в частной организации "В". Новый наниматель должен запросить две характеристики - в госорганизации "Б" и в частной организации "В".
При приеме на работу кандидата на руководящую должность в госорганизацию наниматель обязан также запросить о нем сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях. Такие сведения предоставляются бесплатно (абз. 4 ч. 2 п. 11 Декрета № 5).
Следует отметить, что характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии принимается на работу в государственную организацию.
Предыдущие наниматели обязаны предоставить характеристику в течение семи календарных дней со дня получения соответствующего запроса (ч. 1 п. 11 Декрета № 5). С учетом времени на отправление запроса и характеристики по почте следует закладывать срок две недели на получение характеристики.
Требование о выдаче характеристики в форме, установленной постановлением Совмина № 585, в 7-дневный срок при поступлении такого запроса распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.
Также необходимо отметить, что назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного исполнительного комитета, на территории которого расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение.
Молодечненский межрайонный отдел, напоминает, что за нарушение установленного порядка приема на работу работника и не предоставления в установленные сроки характеристики по форме, установленной законодательством, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 20 БВ.
Главный государственный инспектор
Молодечненского МРО МОУ ДГИТ Юлия Бернацкая