На основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» в целях оценки состояния безопасности транспортной деятельности в организациях – владельцах и пользователях железнодорожными путями необщего пользования в период с 2018-го по 2024 год работниками филиала Транспортной инспекцией по г. Минску и Минской области проведены выборочные проверки и мониторинги состояния безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в 140 субъектах хозяйствования.
Результаты выборочных проверок и мониторингов показали, что не во всех организациях состояние железнодорожных путей необщего пользования и имеющихся на балансе локомотивов соответствуют требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь и обеспечивают безопасные условия эксплуатации.
В ряде субъектов хозяйствования выявлены нарушения в сфере законодательства в области организации и принятия необходимых мер по соблюдению требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Для значительного числа владельцев и пользователей путей необщего пользования наиболее характерными были нарушения порядка учета, хранения, клеймения, получения и выдачи тормозных башмаков, которые являются инвентарем строгого учета (несоблюдение требований приводит к утере тормозных башмаков); нарушения в содержании железнодорожного пути и стрелочных переводов (ослабление клеммных болтов, наличие вертикальных и горизонтальных ступенек, отсутствие балласта в шпальных ящиках и плеча балластной призмы с правой и левой сторон, гнилость деревянных шпал, наличие в рельсовых стыках вкладышей и сверхнормативных зазоров, отсутствие стыковых болтов на концах рельсов, излом рельса); несоответствие инструкций по обслуживанию и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования требованиям нормативных актов (зачастую в инструкции имеется неполная информация о существующих железнодорожных обустройствах и сооружениях, несвоевременно вносятся изменения; работники, связанные с эксплуатацией подъездного пути не ознакомлены с инструкцией); несоответствие технических паспортов требованиям нормативных актов (в технический паспорт несвоевременно вносятся изменения); эксплуатация маневровых тепловозов с истекшим назначенным сроком службы; нарушения в обустройстве и содержании железнодорожных тупиковых упоров (на путевых упорах отсутствует сигнальная разметка и неправильно установлены знаки путевого заграждения);
отсутствие знаков «Осторожно! Негабаритное место» и сигнальной разметки на негабаритных местах;
отсутствие переносных сигналов остановки для ограждения вагонов во время производства грузовых операций;
несвоевременная очистка железнодорожного пути от остатков груза, излишков грунта и мусора, сорной растительности;
несоблюдение требований по оборудованию переездов и технологических проездов через пути необщего пользования;
несвоевременное или не в полном объеме устранение нарушений, отмеченных в актах квартальных комиссионных осмотров железнодорожных путей необщего пользования должностными лицами Белорусской железной дороги.
В целях безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта филиал Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области продолжает работу по проверке состояния железнодорожной инфраструктуры владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования.
Юрий ЛЫЗА,
начальник управления контроля железнодорожного транспорта филиала Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области