В 2019 году проведено обследование 70 субъектов хозяйствования, осуществляющих эксплуатацию ПОО, выявлено 1075 нарушений требований ТНПА. По результатам проведенных мероприятий субъектам хозяйствования вручено 1 рекомендация, 53 сведения, 16 предписаний, 6 актов, 6 требований по устранению выявленных нарушений, 2 справки. По результатам обследований установлено, что на предприятиях не в полной мере обеспечивается выполнение требований промышленной безопасности.
В целях подготовки к устойчивой работе в осенне-зимний период 2019/2020 года, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2019 г. № 362, инспекторы Минского областного управления провели мероприятия технического (технологического) поверочного характера котельных, снабжающих тепловой энергией жилищный фонд, объекты социального и культурно-бытового назначения.Субъектам хозяйствования района выдано 79 заключений Госпромнадзора о готовности теплоисточников к отопительному сезону 2019/2020 годов.
Следует отметить, что подготовка к отопительному сезону 2019/2020 годов велась низкими темпами. Пансионат «Звёздный», оздоровительный комплекс «Горизонт», ООО «Доминвестпро», ОАО «Белхудожкерамика», Молодечненское сельскохозяйственное отделение ПУП «Белкоопмех», заключения к отопительному сезону получили только в сентябре.
При подготовке к работе в ОЗП 2020/2021 годов, необходимо продолжить практику составления графика предъявления котельных представителям Госпромнадзора с равномерным распределением работ и разбивкой по месяцам, с мая по август. Кроме того, необходимо обратить внимание субъектов хозяйствования на своевременное проведение работ по техническому диагностированию и техническому освидетельствованию котлов и своевременному предъявлению их представителям Госпромнадзора.
В Молодечненском районе задание по дооснащению горелок котлов автоматическими устройствами контроля герметичности запорной арматуры выполнены большинством субъектов хозяйствования, однако, в филиале КУП «Минскоблдорстрой» - «ДРСУ № 195», горелочные устройства (горелки) газоиспользующих установок асфальто-бетонного завода мощностью свыше 100 кВт до сих пор не оснащены автоматическим устройством контроля герметичности запорной арматуры.
В районе имеется проблемный вопрос в УП «Молодечненский пищевой комбинат», возникший в 2018 году при эксплуатации аммиачной холодильной установки (АХУ). В настоящее время, в связи с не устранением 4 нарушений, экономическим судом Минской области продлен срок приостановления работы АХУ комбината до 14 марта 2020 года. Эксплуатация аммиачной холодильной установки прекращена. Все камеры отключены, установлены заглушки.
В Молодечненском районе 26 субъектов хозяйствования эксплуатируют 52 транспортных средства перевозящих опасные грузы, из них специализированных транспортных средств (цистерн) - 21, из которых отработали нормативный срок службы 19 цистерн. В 2019 году замена транспортных средств, отработавших нормативный срок службы, не производилась. Также следует отметить, что во всех организациях, осуществляющих перевозку опасных грузов в Молодечненском районе, отсутствуют планы (программы) по замене транспортных средств, отработавших нормативный срок службы.
Добыча нерудных полезных ископаемых (пески, песчано-гравийная смесь) открытым способом в районе осуществляется 4 субъектами хозяйствования, (филиал КУП «Минскоблдорстрой» - «ДРСУ № 195», ОАО «Спецстроймеханизация», филиал «Молодечножелезобетон» ОАО «Кричевцементношифер», управляющая компания холдинга ОАО «Забудова»),
Владельцами карьеров не в полной мере обеспечиваются выполнения организационных мероприятий, не требующих, или минимально требующих материальных затрат, но значительно влияющих на уровень промышленной безопасности и качество ведения работ. Крайне медленно осуществляется модернизация и техническое перевооружение. Почти 90% экскаваторов, погрузчиков и бульдозеров, применяемых в карьерах, эксплуатируются с истекшими сроками амортизации.
Актуальным остается вопрос замены поднадзорных Госпромнадзору потенциально опасных объектов, отработавших нормативный срок службы. В большинстве предприятий и организаций района вообще отсутствуют программы (планы) технического перевооружения производств, предусматривающих замену и модернизацию объектов.
Так, в Молодечненском районе эксплуатируются 237 грузоподъёмных кранов, из которых 208 единиц (или 87,8 %) отработали нормативный срок службы и 328 лифтов, из которых 67 единиц (или 20,4 %) отработали назначенный срок службы. Из общего числа лифтов в районе – 283 являются пассажирскими, из них 52 единицы (или 18,4 %) отработали назначенный срок службы.
Райисполкомом разработан план модернизации (замены) лифтов, отработавших нормативный срок службы, на 2017 – 2019 годы.
В 2019 году (с учетом не замененных в 2017-2018 годах) к замене было запланировано 92 лифта. По состоянию на 01.04.2020 г. заменено 45 лифтов (или 48,9 % от плана), ещё 3 лифтам продлён нормативный срок эксплуатации, 6 субъектов хозяйствования района вывели свои 7 лифтов, отработавших нормативный срок службы, из эксплуатации с письменным уведомлением Минского областного управления Госпромнадзора.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.12.2019 г. № 204, срок замены лифтового оборудования продлён ещё на пять лет. Невыполнение до 2025 года планов модернизации (замены) не соответствующих ТР ТС 011/2011 и отработавших нормативный срок службы лифтов, ведет к недопущению их эксплуатации, а также не проведению технического освидетельствования и технического диагностирования таких лифтов.
Анализ вышеуказанных нарушений показывает, что основными причинами их наличия являются:
отсутствие производственного контроля (надзора) со стороны руководителей и специалистов организаций за соблюдением требований промышленной безопасности и перевозки опасных грузов при эксплуатации потенциально опасных объектов;
невыполнение специалистами требований Правил и должностных обязанностей по обеспечению условий безопасной эксплуатации поднадзорных объектов;
несоблюдение рабочими требований производственных инструкций по безопасному ведению работ и условий личной безопасности.
Данные вопросы неоднократно выносились для рассмотрения их на районном уровне с предложением оценки действия владельцев названных опасных и потенциально опасных производственных объектов, владельцев транспортных средств, перевозящих опасные грузы и определения мер по обеспечению требуемого уровня промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.