В последнее время участились случаи, когда работник, достигший общеустановленного пенсионного возраста, имеющий необходимый трудовой стаж для назначения пенсии, не может подтвердить размер заработка, поскольку предыдущие его наниматели утеряли сведения о заработной плате за период его работы, либо по причине прекращения деятельности организации или индивидуального предпринимателя, отсутствия архивных документов и т.д.
В таком случае гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им ежемесячной заработной платы в конкретном периоде в определенном размере. Заявление об установлении факта получения заработной платы в силу ст. 365 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК Республики Беларусь) подается в суд по месту жительства заявителя и должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 109, 366 ГПК Республики Беларусь. Обязательно нужно указать, для чего необходимо установление такого факта. Это обеспечивает участие в деле юридически заинтересованных в его исходе лиц. Заинтересованными лицами по таким делам выступают районные управления социальной защиты, действующие организации, за периоды работы в которых заявитель просит установить факт получения заработной платы. Следует иметь в виду, что установление судом факта получения заявителем заработной платы за конкретный период в определенном размере производится только за время, включаемое в стаж работы заявителя, для целей пенсионного обеспечения при невозможности получения надлежащих документов во внесудебном порядке.
При обращении в суд к заявлению об установлении факта получения заработной платы заявителям следует представить копии заявлений для заинтересованных лиц; копию трудовой книжки; архивную справку об отсутствии документов, содержащих сведения о заработной плате; выписку из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении организаций, за периоды работы в которых заявитель просит установить факт получения заработной платы; справку Фонда социальной защиты о периоде уплаты страховых взносов.
При рассмотрении вопроса об установлении размера полученной работником ежемесячной заработной платы для целей пенсионного обеспечения суд принимает во внимание любые средства доказывания, предусмотренные главой 22 ГПК Республики Беларусь, поскольку законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания факта получения заработной платы за конкретный период в определенном размере. В частности, это могут быть выписка из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, данные партийных билетов с отметками об уплате взносов, расчетные книжки (листки) и др. Оценка представленных доказательств — это компетенция суда.
При разрешении требований об установлении факта получения заработной платы до 01.07.1998 подлежат выяснению обстоятельства, связанные с начислением и выплатой заработной платы. В частности, наличие в Фонде социальной защиты Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН) сведений о фонде оплаты труда может свидетельствовать о том, что заработная плата работникам начислялась и выплачивалась.
С 01.07.1998 уплата обязательных страховых взносов в ФСЗН является обязательной. Неуплата нанимателями обязательных страховых взносов в отношении периодов работы заявителя после 01.07.1998 является основанием для отказа в удовлетворении заявления об установлении факта получения заработной платы.
С 01.01.2003 вступил в силу Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 №230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», в соответствии с которым с 01.01.2003 размер заработной платы принимается для рассмотрения по данным ФСЗН на основании выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица (персонифицированного учета), поэтому факт ее получения в судебном порядке не устанавливается.
Обращается внимание, что в силу пп. 1.3.2 п. 1 ст. 285 Налогового кодекса Республики Беларусь государственная пошлина за рассмотрение заявлений об установлении факта получения заработной платы в конкретном периоде в определенном размере не оплачивается.
Важно знать, что при отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам (за исключением случаев, когда в результате чрезвычайных ситуаций у работодателей документы о стаже работы полностью или частично не сохранились) и отсутствии архивных данных периоды работы могут устанавливаться на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной работе в организации или у индивидуального предпринимателя и располагающих документами о своей работе за всё время, в отношении которого они свидетельствуют о работе заявителя (п.17 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсии, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 №777).
Установление периодов по свидетельским показаниям производится решением Комиссии по назначению пенсий (далее — Комиссия), которая образуется районным (городским) исполнительным и распорядительным органом. Решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту назначения пенсии либо по месту жительства свидетеля.
В случае несогласия с решением Комиссии оно может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду и социальной защите. Если лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, наниматель и другие заинтересованные лица не согласны с принятым этим органом решением, спор разрешается в судебном порядке.
Дмитрий СИНЯВСКИЙ,
председатель суда Молодечненского района.