Читатели «МГ» уже познакомились с некоторыми молодыми специалистами, пополнившими педагогический коллектив района. Героиня этой публикации работает в Городиловской средней школе уже четверть века. Её опыт будет интересен и тем, кто делает в педагогике свои первые шаги, и тем, кто только задумывается о благородной профессии.
Ирма Железняк родилась в Грузии, жила и училась в Латвии, там же окончила Даугавпилсский педагогический университет. А в 1994-м приехала в Молодечненский район, на родину мамы.
– Моим первым рабочим местом стала Литвянская базовая школа, – рассказывает Ирма Анзоровна . – Там же случились мои первые в профессиональной деятельности слезы. Когда после большого города оказалась в маленькой деревне со школой, где нужно было топить печки. Но потом быстро привыкла и привязалась. Спустя какое-то время ушла в декретный отпуск, который растянулся на пять лет – с небольшой разницей родила двоих сыновей. Через год после моего декрета школа в Литве закрылась, и мне порекомендовали Городиловскую.
Всё новое – это всегда эмоции и тревога, справедливо замечает учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Даже имея за плечами определенный опыт, Ирма Анзоровна переживала, как ее встретят в коллективе, удастся ли быстро наладить контакт с учениками, не станет ли чужой в стенах школы, выпускниками которой являются многие ее педагоги. Как вспоминает сейчас, спустя 25 лет, все тревоги оказались напрасными:
– Поддержку и плечо, на которое всегда можно положиться, в коллективе почувствовала сразу же. В нашей школе независимо от возраста и опыта легко идут навстречу друг другу. Коллектив всегда был и остается дружным, отзывчивым, добрым. Проработав неполный год, я почувствовала себя на своем месте, в настоящей школьной семье. Годы идут, кто-то уходит на заслуженный отдых, приходят молодые специалисты, а эта тенденция дружбы и сплоченности сохраняется.
Немного с грустью Ирма Анзоровна говорит лишь о том, что со временем школа, как и большинство сельских, теряет свою численность. Когда-то здесь было свыше 300 учащихся, параллели имели все классы. Сегодня учеников 201, а параллель только у четвертых классов. Но тем не менее все классы укомплектованы, в самом маленьком 15 человек. Ну и старшие классы меньшей численностью, поскольку остались только те учащиеся, которые нацелены на поступление в высшие учебные заведения. Ирма Анзоровна выпустила девятый класс. Из 23 учащихся в профильном классе с изучением русского языка и информатики остались четверо.
– Все дети, которые хотели поступить после девяти, выбрали разные специальности и учебные заведения и успешно поступили. Очень рада за всех, – делится статистикой вступительной кампании классный руководитель. – Один мальчик поступил в Несвижский педагогический колледж, будет учителем физкультуры. Один – в Минский государственный областной лицей, трое – в политехникум, еще трое – в Молодечненский государственный колледж и столько же – в музыкальный колледж имени М.К. Огинского, восемь ребят – в наш Березинский колледж. Все большие молодцы и умницы.
– Ирма Анзоровна, имея такой опыт – в четверть века только в этой школе, не было моментов, когда разочаровались в профессии? И что пожелали бы начинающим педагогам?
– Любому человеку в любой сфере иногда кажется, что всё – устал, больше не могу. Бывают дни, когда по какой-то причине опускаются руки. Но приходишь на урок и чувствуешь, как открывается второе дыхание. Учитель отражается в глазах детей. Только от нас самих зависит, какими нас увидят и как к нам будут относиться ученики. А молодым коллегам скажу одно: педагог – это диагноз, болейте своей профессией, она не только одна из важных, она лучшая!
Текст и фото: Марина ПУЦЕЙКО