Молодой специалист учитель английского и китайского языков гимназии №10 города Молодечно Полина БОРИСОВА – в числе победителей конкурса «Открытый урок китайского языка». Организован он был среди учителей Беларуси Институтом Конфуция в МГЛУ и Минским областным институтом развития образования.
– Я только начала работать в этом учебном году, – рассказала «МГ» Полина Борисова. – Сама из Молодечно, училась в шестой гимназии, однако в школе с китайским не сталкивалась, только когда поступила в лингвистический, выбрав данное направление. А вообще, китайский язык показался мне перспективным еще в одиннадцатом классе, и в целом мне нравилась азиатская культура. Меня всегда привлекали иероглифы, китайские традиции казались таинственными и интересными. Убедилась в этом, когда приехала на день открытых дверей в университет. Поэтому поступала с внутренним чувством, что сделала выбор правильно.
– Китайский считается одним из самых сложных языков. Это миф или правда?
– Правда. Однако от самих китайцев, наоборот, не раз слышала, что русский – самый сложный язык в мире. От себя замечу: если изучать китайский последовательно, постепенно и без прогулов – он окажется несложным, найдутся даже стороны, где легче, чем с русским или английским. Например, грамматика.
– Китайский язык реально выучить за пять лет учебы в университете или нужно посвятить этому всю жизнь?
– Если уделять должное время самообучению, то реально дойти до высокого уровня владения языком. Я продолжаю его учить и доводить до идеала в Институте Конфуция, есть куда расти. И очень рада, что могу поделиться своими знаниями с детьми, открыть им таинственный мир китайского языка. В гимназии факультатив китайского начинается с третьего класса.
– Как малышам дается китайский? Они ведь и основной иностранный начинают изучать только в третьем классе?
– На практике убеждаюсь, что детям язык дается легче, они более восприимчивы к грамматическим и лексическим структурам и очень радуются, когда у них получается.
– Что важно для изучения китайского языка? Может быть, зрительная память должна быть развита, чтобы запоминать большое количество иероглифов, или еще что-то?
– Должна быть дисциплина, как на уроке, так и внутренняя. Китайский сложен тем, что это два языка – устный и письменный. Нужно учить, как эти иероглифы произносить. Поэтому главное – дисциплина и последовательность.
– В конкурсе вы решили рискнуть и принимали участие с младшими школьниками?
– В первом этапе необходимо было снять 20-минутное видео урока. И да, я решила провести его в третьем классе. Было время подумать над видеоуроком, с помощью искусственного интеллекта я создала картинку, которая могла разговаривать с детьми, и построила урок так, чтобы дети на нем были максимально вовлечены и общались на китайском языке, опираясь на какие-то конструкции. Думаю, это было решающим фактором моего прохождения в финал. Участников было много, но в финал прошли по шесть учителей с белорусской и китайской стороны. На втором этапе необходимо было провести урок со студентами Минского государственного лингвистического университета, на подготовку выделили только два дня. Была дана тема, оставалось лишь подготовить презентацию и упражнения. Я придумала детективную игру, которую и провела со студентами. Кажется, получилось неплохо. Третье место для молодого специалиста – очень здорово и огромный стимул развиваться дальше.
Текст и фото: Марина ПУЦЕЙКО