Интересную тему для размышления подсказала жительница Полочан Ирина. Родственники из России рассказали женщине, что у них планируют отказаться от домашнего задания для школьников. «Интересно, будет ли закреплено это законодательно и дойдет ли такая практика до нас?» – задается вопросом Ирина.
Загуглить вопрос – дело нескольких секунд. Оказывается, действительно многие депутаты Госдумы считают, что нынешние школьники слишком перегружены. Мол, за учебой они проводят в среднем около десяти часов и заслужили такую поблажку.
Спикер Госдумы Российской Федерации Вячеслав Володин заявил, что данная тема – отмены домашних заданий – давно обсуждается среди родителей и профессионального сообщества: «Дети должны развиваться, а не искать готовые ответы в интернете и решения с помощью ИИ».
Правительство соседней страны в скором времени обсудит этот вопрос. А что касается Беларуси, волноваться школьникам и их родителям не стоит. Про отмену домашних заданий министр образования Республики Беларусь Андрей Иванец высказался еще три года назад. По его словам, подобные послабления для школьников давно практикуются в некоторых странах, однако Беларусь пока не планирует отказываться от традиционных домашних заданий.
– Первый момент: в рамках классного занятия можно усвоить базовую программу, задания же позволяют выйти на новый уровень. Второй пункт: успеваемость у детей разная, кому-то тяжело освоить материал с ходу. Самостоятельная работа помогает и в этом. Третий момент – дисциплинирующая функция уроков на дом, – привел свои доводы министр образования.
А что думает по этому поводу общественность? Как всегда, комментаторы в сети разделились.
Одни прям загорелись такой перспективой: «Я только за отмену!», «Согласна, очень много задают, приходишь с работы и до ночи мозг напрягаешь, делая с ребенком уроки», «Я давно не вижу смысла в домашних заданиях, которые за пять минут списываются с решебника!», «Давно пора! Учиться ребенок должен в школе, а не сидеть дома и реветь над учебниками!»
Другая сторона вторит противоположное. «А что дети будут делать дома, сидеть в гаджетах?», «Плохая идея. А развивать усидчивость, трудолюбие, ответственность?», «Сегодня домашку отменить, завтра учебники… Тогда уже вообще школы закрывайте», «Еще чего?! Пусть учатся! И так большинство ничем не заняты, слоняются по улицам и в телефонах зависают!»
А на какой стороне вы, дорогие читатели «МГ»? По своему опыту скажу, в прошлом году помощь моей четверокласснице в выполнении домашнего задания действительно отнимала немало времени: что-то проверить, где-то объяснить, подсказать или направить. Хочется верить, что после начальной школы станет немного легче. Ну, а для тех, кому уж очень сложно делать уроки со своим ребенком, появилась прекрасная альтернатива – группы продленного дня, которые с 1 сентября, когда вступит в силу постановление Министерства образования от 19 июня 2025 года №107, будут работать по-другому. В частности, в учреждениях общего среднего образования – до 9 класса включительно. Кстати, к основным направлениям групп продленного дня отнесено создание условий для самоподготовки к учебным занятиям, в ходе которой под руководством педагогического работника организуется учебная деятельность по выполнению домашних заданий и формируются навыки самостоятельной учебной работы.
Марина ПУЦЕЙКО