Ответы на вопросы о том, как появилось желание творить, откуда Иван черпает вдохновение и о чем мечтает, я получила во время встречи в нашей редакции.
Свою жизнь двадцатилетний Иван Гирвель не представляет без творчества и ищет свой путь. Родители его — музыканты.
Сергей Александрович и Татьяна Николаевна преподают в детской школе искусств. Здесь Ваня занимался по классу баяна, но будущее с музыкой связывать не собирался. Не «баянить», не «буянить» не хотел, поэтому рассказал родителям о своем увлечении резьбой по дереву. Занятий на уроках труда в средней школе ему было мало, и мама отвела сына в Молодечненский музыкальный колледж имени М.К. Огинского, где создан сектор педпрактики. Преподаватели стали щедро делиться секретами мастерства с подающим надежды парнем. Позднее Иван легко поступил в музыкальный колледж на отделение декоративно-прикладного искусства, где получал новые знания и совершенствовал умения под началом преподавателей, в числе которых Андрей Гомолко, Дмитрий Соколовский, Наталья Валькович.
— Работы по дереву смотрятся красиво и включают в себя множество различных техник. Одной из таких является прорезная резьба. Её особенность заключается в том, что узор выпиливается насквозь. Из-за этого изделия кажутся очень легкими и кружевными, — говорит Иван.Тайная вечеря.
Парень напрактиковался в мастерстве геометрической, рельефной, объемной резьбы. Если эскизы для геометрической резьбы сравнительно просты и обычно состоят из повторяющихся элементов, то объемная или скульптурная более разнообразна. Для того чтобы получить объем, нужно придать рисунку глубину и добиться необходимой фактуры.
Занятие резьбой кроме творческого подхода требует сосредоточенности и внимательности. Из инструмента понадобится специальный нож под углом 45 градусов. Из материала подойдут ольха, липа, береза, груша.
Шкатулки, рамы для зеркал и часов, деревянная утварь удавались Ивану, настоящим красавцем получился зубр — символ Беларуси. И все же особое место отдано духовной тематике. Духовность в многодетной семье Гирвелей детям прививается с самого детства. Иван здесь самый старший, у него есть брат Георгий и сёстры Анастасия, Варвара, Любовь.Портрет сестренки Любови.
Дипломная работа Ивана — икона «Троица» — была передана в Ляденский Благовещенский мужской монастырь. Игумен монастыря иеромонах Лавр принял подарок с благодарностью.
Во Дворце культуры были представлены резная икона ручной работы «Тайная вечеря», икона «Спас Вседержитель», православный крест с аркой, символизирующей вечность, на которой можно прочесть слова православного песнопения «Воскресение Христово видевше…».Православный крест в арке со словами песнопения.
Работы Ивана Гирвеля молодечненцы могут увидеть после открытия Свято-Успенского собора. Молодой человек изготовил колонны с капителями для киота под икону, а также ангелов для иконостаса.
Поступали ему заказы из других местных храмов. Сотрудничает Иван со Свято-Елисаветинским монастырем, где созданы художественные мастерские.
Своя мастерская у молодого мастера также есть. И здесь все создано для удобства. Например, стол сделан под углом, чтобы было комфортнее работать, зачастую стоя. Иван признается, что вдохновение нередко приходит ночью, когда затихают звуки городской жизни. Погрузившись в работу, он может незаметно встретить рассвет.
Всего им создано около сотни работ. Правда, себе парень оставляет только самые дорогие сердцу.
В планах моего собеседника поступление в Белорусскую государственную академию искусств. В мечтах персональная выставка во Дворце культуры, чтобы показать свое творчество и услышать отзывы
посетителей.
Опыт выставочной деятельности у Ивана уже имеется. В прошлом году парень инициировал художественную выставку в музыкальном колледже имени М.К. Огинского, где вместе с одногруппниками представил портреты, пейзажи, формальные композиции, резьбу по дереву. Называлась экспозиция «Перерождение», по её задумке прошлое трансформировалось в настоящее.Автопортрет — взгляд со стороны на собственное «я».
Иван признается, что хотел бы обратиться к библейским сюжетам, например, написать «Сотворение Адама и Евы». Конечно же, к этому нужно быть готовым.
А начинал он с натюрмортов, затем были портреты. На вопрос, сколько времени уходит на одну картину, Иван отвечает:
— Поскольку масляные краски довольно долго сохнут, за раз картину не напишешь. Скорее всего, потребуется три-четыре подхода с перерывом в четыре-пять дней, чтобы просох очередной слой.
Свой автопортрет в стиле ренессанса Иван написал еще в колледже. К слову, один из любимых его художников — Рафаэль Санти.
Текст и фото: Людмила ЦАРЬ.