Подарок на засовах
Это поистине народная коллекция из фондов музея, потому что создали ее жители нашего района, а также сами сотрудники, которые год за годом приносили новогодние атрибуты. На выставке «Новогоднее настроение» они представлены впервые. Здесь более 30 видов различных упаковок для подарков – от миниатюрных (в них поместится не больше горсти сладостей) до вместительных сундуков. Они белорусских производителей, сделаны из бумаги, картона, жести и очень разные по форме: средневековый замок, шкатулка, энциклопедия, в виде цилиндра, словно большущий сладкий батончик или хлопушка… Безусловно, отличаются упаковки и по оформлению. Но сразу бросаются в глаза две незатейливые коробки, которые, оказывается, здесь самые старые и сохранились с 1965 года. Есть коробка, по которой очевидно, что подарок был от Деда Мороза из Беловежской пущи. А на одном из праздничных чемоданчиков написано «билет на поезд». К сожалению, история не сохранила, куда с ним можно было отправиться в 1980-х. Вероятно, это образное приглашение на праздник, которого ждут и взрослые, и дети. Также на выставке представлены упаковочные коробки с символами года согласно восточному календарю. Здесь пока нет только «хозяина» 2021-го. Оригинальная подборка упаковок с занимательными заданиями – кроссвордами, играми на логику и смекалку, раскрасками.
— Также у каждой упаковки своя система для того, чтобы их открывать и закрывать, — уточняет научный сотрудник музея Татьяна Березовец. – У некоторых она настолько запутанная, с петлями и засовами, что нужно еще постараться, чтобы не повредить ее.
По упаковкам можно и подучить языки – русский, белорусский, английский. Именно на них размещены поздравления (и пожелания) с Новым годом и Рождеством.
Привет от сэра Генри Коула
Представлена в музейных витринах и коллекция новогодних открыток. В фондах их более трех сотен. Подобную тематическую выставку организовывают не впервые, но экспонаты новые. Незадолго до ее открытия в музее появилась открытка начала прошлого века — 1913 года.
— Я уже давно приучила родных и знакомых ничего не выбрасывать, прежде чем сама не пересмотрю ненужные на чей-то взгляд вещи, — рассказывает Татьяна. – Потому что знаю, что среди них обязательно будет раритет. Так случилось и с этой открыткой. Приятель перебирал вещи в родительском доме, и она отыскалась в стопке всяческих бумаг. Немецкая открытка стала частью переписки между родственниками из Германии и Кривичей, что на Мядельщине. Кстати, в «музейном календаре» есть праздник рождественской открытки, который припадает на
9 декабря. Согласно традициям в былые времена в Европе накануне Рождества друзья и приятели рассылали визитки, на которых размещали свои пожелания. Писать на них можно было много, потому что изначально они были немалого размера — 12 на 7 сантиметров. Англичанин Генри Коул решил, что просто визитка — это скучно. И решил украсить её рисунком. Художник Джон Хорсли поместил в центре семью сэра Генри Коула, сидящую за рождественским столом, по сторонам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Судя по рисункам, Коулы щедро делились с бедняками одеждой и едой.
Изображение дополняла оптимистичная надпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Друзьям Коула так понравилась эта идея, что в следующем году (1842-м) они отпечатали 1000 открыток, добавив две строчки: от кого и кому. А с 1860-х производство поставили на поток и на протяжении долгих лет изображали какую-либо семью.
Открытки в целом очень «говорящие», часто выступают своеобразным рупором эпохи. Особенно это прослеживается в советские времена. Например, как только человек покорил космос, Деда Мороза тут же стали изображать на ракете. Даже сложно сказать, в каких образах он не бывал! Летел на самолете, ехал на тракторе, скользил по льду с хоккейной клюшкой, музицировал на скрипке, виолончели, стучал в барабан… Главного новогоднего героя также перевоплощали в художника, строителя БАМа, пахаря и даже робота…
— Хочется отдельно отметить открытки 1950-1960-х годов, — замечает научный сотрудник. – Они у нас тоже представлены на выставке. Эти открытки отличаются от других преобладающим белым фоном – символ снежной зимы, которой нам так в последние годы не хватает.
От засахаренных фруктов до стилизованных нарядов
Своеобразным выставочным экспонатом в этом году стала и музейная елка. Это идея Татьяны Березовец, которая решила вернуться к истокам украшения главного новогоднего дерева. Все игрушки и даже гирлянду она сделала из соломы и текстиля сама.
— Но самые первые новогодние елки, конечно, украшали иначе – засахаренными фруктами, пряниками и конфетами. Это было еще в XVIII веке, — листает она страницы истории.
– Потом появились ну очень тяжелые немецкие стеклянные игрушки, которые постепенно потеряли свой вес. Правда, такие украшения долгое время были доступны исключительно богатым людям. Бедняки же делали их из тряпочек, соломы, деревяшек. В современных реалиях именно это направление в праздничном убранстве новогодней елки получило в Европе второе рождение. Оформители с удовольствием создают стилизованные наряды, и порой это очень дорогое удовольствие.
Новогодние выставки в музее проходят ежегодно, но, как замечает Татьяна Березовец, каждый раз готовятся здесь к ним с особым трепетом, снова и снова возвращаясь в воспоминания детства.
— Мне навсегда запомнилось, как мама утром 31 декабря приносила домой большую живую елку, — улыбается она. – Мы украшали ее всей семьей. Родители нам, детям, дарили конфеты. Мы их ели, сколько хотели.
Текст и фото: Ирина РАБУШКО.