Когда в ушах шестеренки
Даже абсолютно равнодушные к бижутерии люди удивятся его «сокровищнице». Каждое украшение — словно застывший момент самой природы: мастер подчеркивает ее «рисунки», облачая в разные формы, сохраняя натуральный цвет или придавая новые необычные оттенки, например, при помощи обычного солнца или дневного света.
Это хобби у Павла появилось четыре года назад.
— Я начал с амбициозных проектов: хотел научиться переделывать старую мебель, — рассказывает он о начале своего творческого пути. – Месяца два мастерил стол, столешницу которого залил эпоксидной смолой с наполнителем из морского песка, камушков и ракушек (как раз привез всё это из Болгарии). Причем каждый камушек и ракушку сначала закрепил суперклеем. Затем понял, что переделка мебели — долгий процесс, к тому же для этого нужно подсобное масштабное помещение. А в моем распоряжении только балкон в малосемейке.
Тем не менее, в его квартире немало самодельной мебели и интерьерных предметов, например, ключница в технике стринг-арт и настенные часы из домино и спинки стула.
Родом Павел из Речицкого района. В Молодечно приехал по распределению после окончания Белорусского государственного университета транспорта 12 лет назад. Мастеровитая жилка у него от отца. Как-то сын наткнулся в его «хозяйстве» на чердаке на брусок красного дерева, который и привел в мир бижутерии. Оказалось, это был ствол 100-летнего кубинского махагона. Первые серьги декорировал шестеренками от механических наручных часов и эпоксидной смолой.Приоткрываем «сокровищницу» мастера.
Хобби с ароматом
Павел смастерил уже более 150 пар сережек и как ремесленник представляет свои изделия на выставках, ярмарках, в том числе в «Городе мастеров» на Национальном фестивале белорусской песни и поэзии в Молодечно, к которому готовился и в этом году.
Теперь у него есть мастерская. Дома на кухне или на балконе делает только «чистую работу» — собирает «детали» сережек воедино.
Но прежде чем дойти до этого этапа, нужно подготовить деревянные заготовки. Сперва они должны «отлежаться», чтобы пройти естественную сушку. Учитывая это, на изготовление одной пары сережек может понадобиться минимум месяц.
Древесный материал Павел покупает в интернет-магазинах. Он долго может рассказывать о том, какой прошел путь, прежде чем у него стали получаться украшения. Чаще всего изготавливает бижутерию из венге, амаранта, карельской березы, махагони.
— Поначалу я и не знал, что древесная пыль, которой при обработке очень много, настолько тяжелая и аллергенная, — рассказывает он. – Может вызвать реакцию до жжения в глазах и рвоты. Поэтому работать нужно исключительно в респираторе. К тому же запах у некоторых пород, мягко говоря, специфический. Самый «капризный» для меня материал — индийский палисандр. У него очень плотная структура, да еще при обработке он пахнет кошачьими экскрементами. При пилении ореха стоит поистине ореховый аромат, падук источает ваниль, коричневый амарант – кофе. Никогда, наверное, не решусь взяться за изготовление украшений из масарандуба (бразильской вишни). Заказал его по интернету. На первый взгляд, обычная палочка, а весит, будто кусок рельсы. Бижутерия должна же быть легкой. В этом плане выигрывает сумах (уксусное дерево) – из него получаются самые легковесные изделия. В любом случае отходы моего «производства» очень велики: 50 процентов — мусор.
Сигналы «Солнечной системы»
Главные инструменты мастера — дрель с ленточными коронками, стационарный лобзик и шлифмашинки.
— Но основное руки! – уточняет Павел.
И, конечно, полет фантазии. От единичных изделий он быстро перешел к созданию тематических коллекций, в которых не более 8-13 пар сережек, и у каждой из них своя изюминка. Вероятность одинаковых украшений нулевая.
— Идеи ко мне приходят спонтанно: посмотрел в небо, увидел облака – и появилось изделие… — образно говорит мастер. – Как-то придумал коллекцию «Солнечная система» из девяти пар сережек (по количеству планет Солнечной системы). Сначала сделал диск из красного дерева, который уж очень мне напомнил Марс. Затем появились Венера, Юпитер… Мне нравится сочетать разные геометрические формы, дерево и металлические элементы. А брусочек венге превратился в «музыкальные» серьги в форме скрипичных ключей. Когда покрыл их эпоксидной смолой, кажется, что смешали черный и белый шоколад.
Павел отдает предпочтение необычному декору – кроме шестеренок использует стабилизированный мох и засушенные цветы, которые, как и фурнитуру, покупает в магазинах декоративно-прикладного творчества, рукоделия или по интернету.Дело мастера боится! Павел за работой.
«Деревянная» мода
— Следите ли вы за мировой модой на бижутерию? – интересуюсь у Павла.
— Я ее придумываю сам! – с улыбкой замечает мастер. – Смотрите, какие разные сережки: висюльки, цыганские, восточные, шоколадки, леденцы…
Некоторые из них и вправду не отличишь от сладостей! Кстати, те, что похожи на леденцы, декорированы эпоксидной смолой. Дело это довольно хлопотное: чтобы работать с ней, нужно строго соблюдать её температурный режим не ниже 21 градуса и чистоту, чтобы не попала пыль и изделие получилось кристально прозрачным.
Павел продолжает совершенствоваться в творчестве и искать новые идеи. Пробует делать кольца, кулоны, заколки. Особенно сложная технология изготовления браслетов, потому что они состоят из многочисленных мелких деталей.
— Как-то делал такое украшение из 16 деревянных кубиков размером восемь на восемь миллиметров, — объясняет мастер. — Чтобы оно получилось филигранным, каждый нужно было отшлифовать. Так у меня даже пальцы судорога свела.
В последнее время Павел изучает, как можно сделать из дерева и кожи удобные клатчи. Он тут же достает заготовки и в считанные минуты превращает их в маленькую элегантную сумочку.
— Но в этом направлении еще многое нужно продумать, — говорит он. – Например, как деликатно скрепить детали.
Теперь Павел пробует делать и деревянные футляры для палеток теней для одной из европейских косметических компаний.
— Полагаю, мои изделия подойдут исключительно гурманам, — улыбается мастер. – Потому что всё это нужно уметь «внедрить» в гардероб. Я не стремлюсь выйти на большие «производственные» обороты. Творчеством занимаюсь в удовольствие и люблю делать красоту для красавиц…
Текст и фото: Ирина РАБУШКО.