С главным режиссером Минского областного драматического театра, членом Союза театральных деятелей Романом ЦЫРКИНЫМ мы хоть и виделись впервые, но сразу нашли общие темы для разговора. Молодечно для него не случайный город. А театральная жизнь и всё, что с ней связано, это и ностальгия по ушедшим годам, и перспектива для новых творческих проектов.
– Роман Матвеевич, прежде всего позвольте поздравить вас с вступлением в должность и пригласить вернуться в… лихие девяностые.
– В 1993 году после окончания Белорусского государственного института культуры я был принят в Минский областной драматический театр. Это совпало с началом истории театра, первыми шагами творческого коллектива. Складывался хороший тандем. Все молодые, вдохновленные, с огромным желанием работать. На девяностые пришелся подъем театрального движения.
– В каких постановках вы были задействованы?
– В спектаклях «Камедыя» и «Дыяген», которые участвовали в двух первых республиканских фестивалях театрального искусства «Маладзечанская сакавіца». Причем «Камедыя» открывала этот фестиваль. Представляете, как волнительно было молодым актерам играть перед цветом белорусского театрального искусства! В Молодечно приезжали Ростислав Янковский, Стефания Станюта, Мария Захаревич, Алексей Дударев.
– Следующий этап – Брест. Затем Мозырь…
– С 1995-го по 1999 год я служил актером Брестского театра драмы и музыки. Плодотворный творческий период был связан с Мозырским драматическим театром имени Ивана Мележа, куда я был приглашен директором Марией Потапьевой. В 1999 году начинал как режиссер-постановщик, позже был назначен главным режиссером. В ноябре этого года могло исполниться 25 лет моей работы в Мозыре. Самые теплые воспоминания связаны с этим театром. Однако убежден, что режиссер – это профессия мобильная, которая не предполагает оседлости.
– Мозырский период был одновременно и плодотворным, и сложным…
– В феврале 2013 года произошел пожар в здании драматического театра. Прежде всего нужно было сохранить театральную труппу. Делать всё для того, чтобы приумножался репертуар. Семь с половиной лет мы работали без своего помещения. И даже побеждали на международных фестивалях.
– Где проходили репетиции спектаклей?
– В читальном зале местной библиотеки. За шкафом, который служил перегородкой, репетировали «Бригадира» Фонвизина, сложную костюмированную пьесу ««Жорж Данден, или Одураченный муж» Мольера. Национальными премиями за лучшую режиссерскую и актерскую работу был отмечен наш спектакль «Люди на болоте».
– Возможно, на классику вас вдохновляли соответствующие произведения, расставленные на книжных полках?
– Недостатка в материале никогда не испытывал. У меня достаточно много интересных пьес и сейчас. К слову, я отдал в библиотечный фонд около двухсот книг из семейной библиотеки.
– Жаль расставаться с коллективом, когда столько пережито и достигнуто. Но и в Молодечно у вас немало коллег по цеху, с которыми выходили на сцену.
– Это замечательные актеры Борис Донин, Эмилия Ларионова, Александр Пашкевич, Елена Рахмангулова, Андриан Барткевич, Ирина Клепацкая, Татьяна Карпец, мой однокурсник Олег Чеченев. Встретили меня доброжелательно. Новый человек – новые идеи. Время покажет, примет ли коллектив мои принципы и репетиционные приемы, наработанные за три десятилетия.
– Все события и люди необходимы нам, чтобы приобрести опыт, познать жизнь и своё место в ней…
– Не перестаю вспоминать первого директора театра Сергея Вальковича, художественного руководителя Николая Мацкевича. В замечательном созвездии творили художник Евгений Волков, заведующий музыкальной частью Олег Залётнев, гример Константин Маматюк. Литературной частью заведовал Микола Шабович. Спектакли шли на белорусском языке. Владимир Лаврухин приезжал в театр, чтобы работать над пластикой актеров. Сотрудничали с театром режиссеры, имена которых говорят сами за себя: Григорий Боровик, Андрей Андросик, Владимир Забелло.
– Театральное искусство в вашей жизни тесно связано с музыкальным?
– Довольно успешно учился в музыкальной школе по классу фортепиано. О том, что не окончил, впоследствии не раз пожалел. Музыка сопровождает меня в работе и жизни. Эфрос сказал: «Спектакль – это балет, но без музыки».
– В рамках Национального фестиваля белорусской песни и поэзии «Маладзечна» уже несколько лет подряд проходят театральные показы Минского областного драматического театра.
– Премьерные спектакли, театральные встречи входят в программу Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске». И для Молодечно это хороший почин. Припоминаю, что на первом республиканском фестивале «Маладзечна-93» были такие стильные кепочки, одна из которых даже стала аксессуаром для моей роли.
– Не секрет, что актеры нередко «обрастают» определенными штампами. У зрителей складываются стереотипы.
– Режиссеру важно смотреть на актера как бы со стороны. Зачастую я предлагаю абсолютно непривычный, новый типаж. Такой, чтобы роль была на преодоление. У великого режиссера Андрея Гончарова было замечательное определение – «режиссура корня». Это значит, характер нужно брать изнутри, «копать» вглубь, не ставя во главу угла внешние данные.
– На что будете делать акцент в работе?
– По моему мнению, гораздо больше спектаклей должно идти на театральной сцене, в стационарных условиях. Мне всегда нравился этот уютный зал на 150 мест. Небольшая глубокая сцена. Запах кулис. Есть условия для того, чтобы приглашать зрителей и предлагать им разнообразный репертуар. Обязательно должна быть представлена классика. В разное время я ставил спектакли по произведениям Купалы, Коласа, Макаёнка, Быкова, Мележа. Убежден, что на классике растет актер, его мастерство. Буду и далее обращаться к произведениям белорусской драматургии. Хотелось бы продолжить эту линию творчеством молодых авторов. Планирую поставить пьесу с элементами комедии. Скажу, что она очень добрая, зрительская. Предполагает одиннадцать персонажей. Важно, чтобы театральная труппа была максимально занята. Актеры включились в работу, и мы, что называется, почувствовали друг друга. В репертуаре должны быть сказки для детей. Ребят привлекают в театр постановки Олега Чеченева.
– Что, по вашему мнению, в первую очередь влияет на успех спектакля?
– Между пьесой и спектаклем – огромное расстояние. Спектакль – это отдельное произведение. Отправная точка – качественная драматургия. Режиссер берет пьесу, которая его зацепила. По его мнению, материал актуальный, современный. Подробно разбираем характеры. Я называю этот период застольным, когда за столом идет подробный разбор того, что актер будет делать на площадке. Это такая вдумчивая репетиция, когда устанавливаем причинно-следственные связи поступков персонажа. Зритель в зале должен узнавать себя или похожие жизненные ситуации. Происходящее на сцене касаться лично его. Я стараюсь гнать от себя мысли о коммерческой составляющей как определяющей. И не ставлю на старте такую задачу во главу угла. При этом нет режиссеров, не заинтересованных в привлечении в театр зрителей. Ведь для них мы и работаем.
– Вы из тех режиссеров, которые постоянно совершенствуются?
– Это так. Каждый свой спектакль в Мозыре я смотрел многократно. Нередко на следующий день назначал репетицию, и мы снова работали над ним. В театре Маяковского мой руководитель стажировки Леонид Хейфец как-то сказал: у тебя большое сердце, здоровое.
– Какая похвала от вас самая-самая?
– Актеры Мозырского театра знали: даже если мне нравится спектакль, я не сразу готов делиться эмоциями. Похвала актеру может быть разной. Например: «Молодец! Здорово сыграл!» А вот когда я начинаю обращаться по имени-отчеству – это недобрый знак.
– За 24 года вы поставили 78 спектаклей. Не могу не спросить про самый необычный
– Пожалуй, тот, что был поставлен по неоконченной повести «А по утру они проснулись» Василия Шукшина в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Этой теме была посвящена большая статья в газете «Звезда». Всё началось с того, что в колонию мы привозили свои спектакли. И не отказались от идеи поставить пьесу силами заключенных. С августа по декабрь репетировали один-два раза в неделю. Признаюсь, был очень удивлен, когда в программках прочитал не только фамилии восьми исполнителей ролей, но и статьи уголовного кодекса, по которым они осуждены. В числе тех, кто смотрел в зале постановку, были жены и матери заключенных. До слез всех тронуло посвящение маме в финале спектакля и видеорепортаж о том, как людей, преступивших закон, навещают в колонии. Так совпало, что премьера состоялась накануне моего дня рождения. Мне подарили вымпел из мешковины с добрыми пожеланиями «от ваших новых актеров».
– Спасибо за интервью. Пусть ваши спектакли будут вдохновляющими, творческие идеи успешно воплощаются в жизнь.
Текст и фото: Людмила ЦАРЬ