Я совершенно не умею рисовать, поэтому искренне восхищаюсь художниками, могу подолгу рассматривать картины на выставках. Удивляет, как можно создавать шедевры, не имея под рукой самого необходимого. Имею в виду работу не в оборудованной мастерской, а в полевых, боевых условиях. Например, на фестивалях или в парке.
В одной известной социальной сети увидела работы Александра Артюхова. Он рисует портреты на фестивале «Славянский базар в Витебске». Все свои вопросы захотела задать лично творцу, а к беседе присоединился и Егор, брат-близнец, тоже художник.
– По распределению после университета уехал в Витебский колледж искусств, конечно попал на знаменитый «Славянский базар». Художники во время фестиваля рисуют моментальные портреты, располагаясь на улице Суворова. Я несколько дней приходил и смотрел, как от момента встречи с заказчиком и до конечного результата происходит весь процесс. Мысль о том, что тоже хочу попробовать свои силы, родилась сразу, но осуществилась только через год! – делится Александр.
– И как первый портрет, не комом? – интересуюсь я.
– Если честно, свой уровень я оценивал скромно, поэтому стал практиковаться. Это заняло целых семь лет. Работая на каждом «Славянском базаре», заметил улучшение качества своих работ. Значит, всё было не зря.
– Сколько времени длится рисование портрета? Неужели можно высидеть неподвижно?
– Некоторые натуры улавливаются сложнее, но в среднем требуется около 40 минут. Самые главные первые 15 минут: художник за это время улавливает основные черты, потом работа идет с тоном, рисунок уже не меняется, добавляется лишь объем. Для непосед-малышей практикую портрет с фото.
– А как вы относитесь к шаржам?
– Каждому художнику и человеку нравится свое. Шарж – хороший жанр, но тоже надо нарабатывать технику, практиковаться в этом. Мне больше интересен таинственный серьезный портрет, нежели быстрые эмоции.
Подключается к разговору и Егор, которого брат каждый год приглашал принять участие в «Славянке».
– Первый опыт участия получил в этом году. Какие эмоции преобладали? Переживание! Я смотрел на брата: он спокоен как удав, рисует, общается. А я волнуюсь: понравится ли, смогу ли правильно передать настроение, характер. А еще большая ответственность, ведь масштаб серьезный. Но участие в фестивале дало колоссальный опыт и знакомство с художниками. Уличное рисование – отдельный вид искусства. Рисовать под открытым небом сложно. Фестиваль неразрывно сопровождают грозы с ливневыми дождями. Но это не значит, что работа останавливалась. Перемещались под навес и продолжали. Работали и в ветреную погоду, и когда темнело. Но ни один художник не забывал, что и в экстремальных условиях работа должна получиться красивой и качественной. Нарабатывается опыт и в руке, и в психологическом подходе, формируются взгляд и видение, – рассказал Егор.
– Удивлением и позитивом: семь лет работал один Александр, а вдруг раздвоился! – молодые люди улыбаются.
– Не секрет, что Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии «Маладзечна» можно считать младшим братом «Славянского базара». Планируете ли и на нем порадовать своими работами жителей и гостей мероприятия?
– Сейчас очень активно развиваются самобытные фестивали на территории всей Беларуси. Мы будем пробовать участвовать везде. Нам это интересно, – в один голос комментируют собеседники.
– Ваша внешняя схожесть наблюдается и в работах?
– Скорее наоборот, – берет слово Александр и добавляет: – Я предложил Егору сидеть вместе, но работать в разных техниках: ему в сепии и коричневом стилях, а мне в черном. Посчитал, что это будет привлекать, ведь все люди разные. На каждую работу найдется отклик. Кто-то заказывает портреты под интерьер и даже под настроение.
Обращаю внимание на строгие портреты, похожие на черно-белые снимки, высказываю мнение, что они нарисованы черным грифельным карандашом. Узнаю, что работы выполнены маслом в технике сухой кисти. Это творения Александра. Рядом яркие, солнечные портреты. Их создал Егор. Использовал для этого не цветные карандаши, как может показаться на первый взгляд, а пастельный карандаш. Именно он создает впечатление живости.
– Рисование под открытым небом – отличная практика, интересные встречи и опыт. Этого достаточно для саморазвития?
– Так как мы преподаем, а с нового учебного года будем работать вместе в гимназии-колледже искусств, то обязательно практикуемся и в академическом рисунке и живописи, акварели и пейзажах, - делится Егор.
– В творчестве важно не остановиться, не перегореть и не останавливаться в саморазвитии, – продолжает Александр. – Многие художники, столкнувшись с трудностями, не справились с ними и прекратили деятельность. Творчество – это сложный процесс, борьба, поиск.
– А еще и эксперимент! Вроде бы и опыт наработан, но нужно экспериментировать со стилями, материалами. Иногда не знаешь, куда двигаться дальше, – рассуждает Егор.
Братья принесли свои работы: с них на меня смотрели милые девчонки и веселые мальчишки, серьезные дамы и статусные мужчины. Я уверена, что Егор и Александр определили для себя дальнейший путь и он на все сто процентов правильный, потому что настоящее искусство и истинный талант видны сразу.
Текст и фото: Людмила НЕХВЯДОВИЧ