Электричество приносит много пользы человеку. Но оно опасно, особенно для детей. Если взрослый человек уже обладает определенным жизненным опытом и знает элементарные правила безопасности, то дети, особенно маленькие, только познают этот мир. Они любознательны, активны, подвижны, а всё, что их окружает, оценивают органами чувств.
Дети рассматривают все предметы вокруг себя, трогают их руками, могут засунуть в рот, облизать или укусить, пожевать. Таким способом они приобретают опыт для дальнейшей жизни. Однако органы чувств человека не способны определить наличие напряжения, а дети не понимают его опасности. Родители и все взрослые обязаны создать безопасные условия для их жизни, научить аккуратному обращению с электроприборами. Обеспечение этих условий требует дифференцированного, индивидуального подхода, учитывающего детский возраст. Малыши до 3-5 лет обычно находятся под пристальным вниманием родителей и воспитателей дома, на улице, в детском саду. Для их безопасности достаточно поддерживать в технически исправном состоянии электропроводку квартиры, блокировать доступ к розеткам, работающим бытовым приборам и отдельным проводам.
Делается это довольно простой установкой пластмассовых диэлектрических заглушек, которые выпускаются в широком ассортименте. После их помещения в контактные гнезда малыш не сможет всунуть туда шпильки, гвозди, спицы, любые другие металлические предметы, через которые возможно попадание ребенка под действие тока.
Все выключатели и розетки в квартире должны быть надежно закреплены. Доступ детей к включенным в электросеть бытовым приборам и питающим их проводам должен быть заблокирован, иначе они могут потянуть за электрический шнур или начать испытывать его механическую прочность зубами или первыми попавшимися предметами.
Но ограничение допуска к электрооборудованию не единственная мера. Главное внимание надо сосредоточить на обучении детей основам безопасности. Уже в этом возрасте они могут хорошо запоминать то, что им объясняют родители. Лучше делать это в игровой форме, сочетать с показом специальных образовательных детских мультфильмов и обсуждать сюжет после просмотра.
Детям старше пяти лет родители уже дают больше свободы, меньше контролируют их действия, выпускают одних для участия в подвижных играх с ровесниками на свежем воздухе, катаниях на велосипеде. К этому моменту важно сформировать у ребенка четкое знание опасных факторов электричества. Он должен понимать, что электроэнергия передается по проводам и представляет огромную опасность. Нельзя лазить по опорам линий электропередач (ЛЭП), играть под ними, бросать на провода какие-либо предметы.
Дети любят коллективные игры с воздушными змеями, но проводить их можно только на открытых площадках вдали от линий электропередач. Потоком воздуха змей может быть заброшен на провода, а это уже серьезная предпосылка поражения электротоком.
Во дворах домов или возле них установлены трансформаторные подстанции, распределительные шкафы. Одна из любимых детских игр – прятки. Проникать за ограждение электрического оборудования нельзя. Это ребенок должен четко понимать.
К моменту, когда дети свободно выходят во двор, у них должен быть выработан инстинкт:
* не подходить к отдельно лежащим или оборванным проводам (возможно поражение шаговым напряжением);
* не приближаться к ограждению электротехнического оборудования, даже если оно закрыто;
* не играть вблизи опор ВЛ;
* обо всех замеченных нарушениях незамедлительно сообщать взрослым.
Когда идет в школу, он получает еще больше свободы. Это требует от него уже больших знаний приемов безопасного поведения и обращения с электрическим оборудованием в быту и на улице.
Оставаясь один дома, он не должен:
* самостоятельно включать электроприборы;
* заниматься ремонтом и снимать защитные крышки с бытовых устройств, заменять предохранители, электрические лампы;
* прикасаться к работающим приборам мокрыми руками, а тем более протирать их или мыть водой.
При обнаружении запаха горелой изоляции или искрения необходимо сразу обесточить прибор, но тянуть за шнур питания руками нельзя.
Находясь на улице в компании сверстников, дети совершают «героические» поступки, демонстрируя свою ловкость, смелость, меткость и другие качества. Они могут пытаться разбить изоляторы на ВЛ, залезть на высоту по опоре ЛЭП, забыв под влиянием озорников обо всех уроках безопасности, или открыть замки шкафов с электротехническим оборудованием.
Еще одним опасным местом является водоем, расположенный около линии электропередач. Ловля рыбы под проводами ЛЭП категорически запрещена.
Все эти случаи родители просто обязаны обговорить со своими детьми, и не раз.
Основные меры предохранения детей от поражения электрическим током являются:
• поддержание в технически исправном состоянии электрооборудования;
• своевременное проведение ремонта отказавших в работе электроприборов;
• постоянное обучение ребенка мерам безопасного поведения, включая обращение с электрическими устройствами;
• периодический контроль за поведением детей со стороны родителей и педагогов.
Родители должны хорошо понимать опасность, исходящую от электрической энергии, и принимать всё от них зависящее для исключения несчастных случаев в семье.
Госэнергогазнадзор