Узнали, какие трудовые гарантии действуют в Беларуси для беременных женщин и матерей с детьми
В Министерстве труда и социальной защиты разъяснили, какие трудовые гарантии действуют для беременных женщин и матерей с детьми. Среди них — запрет на отказ в заключении трудового договора по мотивам беременности, продление контракта до достижения ребенком 5 лет и недопущение увольнения матери ребенка до 3 лет.
В министерстве проинформировали:
— При приеме на работу запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам беременности или наличия детей в возрасте до 3 лет. Это правило распространяется также на одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (детей с инвалидностью до 18 лет). В случае принятия решения об отказе в приеме на работу оно должно быть мотивированным и может быть обжаловано в суде.
Как добавили в ведомстве, сохраняется рабочее место на период нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Если срок действия контракта заканчивается в это время, наниматель обязан его продлить (с согласия работника) как минимум до окончания отпуска. После окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет гарантируется продление (заключение нового) контракта с матерью до достижения ребенком 5 лет.
Также гарантируется недопущение расторжения трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, матерью, воспитывающей ребенка в возрасте до 3 лет.
— Это распространяется на такие случаи, как сокращение численности или штата работников, несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья или недостаточной квалификации, длительное отсутствие на работе из-за болезни более четырех месяцев непрерывно, — перечислили в пресс-службе. — В отношении одиноких женщин с более взрослым ребенком — в возрасте от 3 до 14 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет — установлен запрет на увольнение в связи с сокращением численности или штата работников, а также длительным отсутствием на работе из-за болезни.
Наниматель обязан пойти навстречу и установить неполный рабочий день или неделю при желании женщины, ожидающей рождения ребенка или воспитывающей ребенка до 14 лет. Работники с ребенком в возрасте до 16 лет (ребенком-инвалидом — до 18 лет) обладают преимущественным правом на заключение трудового договора о выполнении работы на дому.
В министерстве отметили, что предусмотрена возможность дополнительных свободных дней для женщин, воспитывающих ребенка с инвалидностью до 18 лет — дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Для воспитывающих троих и более детей до 16 лет либо ребенка с инвалидностью до 18 лет — дополнительный свободный день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств нанимателя.
Кстати, с 1 января 2024 года вместо свободного дня в неделю по договоренности с нанимателем может быть сокращен рабочий день (рабочая смена) на один час. Для воспитывающих двоих и более детей до 16 лет — дополнительный свободный от работы день в месяц. Оплата такого дня может предусматриваться в коллективном договоре или локальном акте нанимателя.